• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/1
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:30
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30
    Понедельник - выходной

Советуем прочесть

ОТЕЦ И СЫН - МУХАМЕДХАН СЕЙТКУЛОВ И КАЮМ МУХАМЕДХАНОВ - ПАТРИОТЫ ОТЕЧЕСТВА

Әке мен бала - Мұхамедхан Сейтқұлов пен Қайым Мұхамедханов - Отан патриоттары. Отец и сын - Мухамедхан Сейткулов и Каюм Мухамед- ханов - патриоты Отечества. - 120 б. - қазақша, орысша.

« ... ЧТО МОЯ СМЕРТЬ, КОГДА ТАКИЕ ЛЮДИ,

КАК АЛАШЕВЦЫ, ПОГИБЛИ...»

Каюм Мухамедханов (1951 г.)

Независимость государства - это не абстрактное по- нятие, а конкретные люди, достойные сыны Отечества, которые всей своею жизнью и конкретными духовно- нравственными поступками открывали и утвержда- ли ценности независимости, сохранили дух Алаш, объединяли наш народ на конкретных примерах со- хранения культуры, науки, духовности. Они искренне любили родную землю и свой народ и всегда думали о его будущем. Воспитание на примере жизни и судь- бы Мухамедхана Сейткулова и Каюма Мухамедханова укрепляет духовные устои независимости, формирует сопричастность граждан общей истории, сопережива- ние трагическим событиям в судьбе народа и развивает их ответственность за свою землю.

В 2016 г. была издана рекомендация Администрации Президента Республики Казахстан: в честь празднова- ния 25-летия Независимости Республики Казахстан, для поднятия патриотического духа народа и в юбилейный год 175-летия Ибрая Алтынсарина, 150-летия Алихана Букейханова, 100-летия Каюма Мухамедханова и др. личностей увековечить их имена. Мероприятия памя- ти исторических личностей прошли во всех регионах страны и были выпущены юбилейные почтовые мар- ки. Именем Каюма Мухамедханова были названы ули- цы в г. Семей, Астана, Актобе, Атырау, Кокшетау, Тараз и в других областях страны.

Также в 2016 г. Управление внутренней политики г.Алматы инициировало проект о Мухамедхане Сейт-

4

 

кулове и Каюме Мухамедханове - патриотах Отече- ства. Проект был успешно выполнен в г. Алматы об- щественным фондом «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова». Встречи в учебных заведениях и студенческий флэш моб, акции памя- ти и круглый стол подняли патриотический дух уча- щейся молодежи, включили в диалог о патриотизме научно-культурную и педагогическую интеллигенцию г.Алматы и г.Астаны. Участники мероприятий (1000 человек) и эксперты отметили важность целенаправ- ленной работы в масштабах страны по теме «Отец и сын: Мухамедхан Сейткулов и Каюм Мухамедха- нов - патриоты Отечества». Это отвечает задачам, поставленным в опубликованной статье Президента Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в которой особое внимание уделено духовному обновлению. Духовность опира- ется на историческое сознание, открытое для исто- рической правды. Правда сохраняет национальную идентичность, формирует сопричастность каждого гражданина общей истории, общей трагедии, общей радости. Жизнь и судьба Отца и Сына являются при- мером высокой духовности, совести и преданного слу- жения своему народу.

Мухамедхан Сейткулов сыграл важную роль в со- хранении культурного наследия нашего народа, в про- свещении людей и в становлении многих знаковых лич- ностей нашей истории. Его дом в городе Семей («Алаш қала») стал местом встреч партии «Алаш», местом об- суждений неравнодушными людьми вопросов истории, культуры и будущего казахского народа. Он поддержи- вал издание газет и журналов, в его доме происходи- ло становление казахского театра. Истинный патриот родной земли, благородный человек, мужественный и справедливый Мухамедхан разделил трагическую участь своих друзей - алашординцев. Его расстреляли 80 лет назад, 2 декабря 1937 года в 2 ч. ночи. Место рас-

5

 

стрела и захоронения до сих пор не известно. Его имя и добрые дела остались в памяти народа.

Каюм Мухамедханов - достойный сын своего отца, воспитанный в духе Алаш, воспринял идеи своего отца и его друзей - посетителей родового дома. Сквозь всю жизнь он достойно пронес память об отце и его дру- зьях: мужественно в течение многих лет боролся за реа- билитацию многих имен, когда все было под запретом. Вернул из небытия сотни имен, тысячи трудов. Лич- ность Мухамедхана Сейткулова и его дом в г. Семей, личность Каюма Мухамедханова, его вклад и заслуги перед Отечеством - это тема для отдельных исследова- ний и изучения. Это вечная память народа Казахстана. Работа по духовному обновлению и воспитанию патри- отов нашей земли должна быть наполнена конкретным содержанием и продолжена в учреждениях образования и культуры.

Он задавал вектор духовно-нравственного

развития

Мухамедхан Сейткулов, сподвижник алашор- динцев, образованный и благородный человек, меценат культуры, преподаватель Ислама был расстрелян 2 де- кабря 1937 года в 2 часа ночи. В ту ночь в г. Семипала- тинск было расстреляно около ста человек. Произошло массовое убийство ни в чем неповинных граждан. До

20

 

сих пор место его расстрела и захоронения остается не- известным. Такие ответы были ранее получены из КНБ, а теперь из МВД, куда переданы дела репрессирован- ных. Как мы можем жить с такой памятью, с такой со- вестью? Неужели нас не волнует, что десятки убитых, не были захоронены достойно? Неужели мы не хотим знать все имена, чтобы прийти поклониться праху род- ных и совсем незнакомых людей, наших граждан, до- стойных граждан, погибших от сталинского режима? Гражданская активность людей состоит в установлении мест памяти, в достойном хранении символов памяти.

Мухамедхан Сейткулов (1870-1937) был ярким пред- ставителем духовной элиты казахского народа рубежа XIX и первых трех десятилетий XX веков. Он задавал вектор духовно-нравственного развития и в своем доме объединял людей вокруг вечных ценностей культуры, а своими поступками по отношению к людям, моральной и материальной поддержкой он показал пример чело- вечности и отзывчивости, открытости души и сердца. Сейткулов давал уроки Ислама в мечети Тыныбай, а впоследствии служил имамом в мечети № 6, известной как мечеть Ахмета Ризы. Гостеприимный дом Сейтку- лова в городе Семипалатинске был всегда открыт для встреч и дискуссий о прошлом, настоящем и будущем народа. Он поддерживал отношения с писателями и из- дателями того времени. В доме М.Сейткулова останав- ливались, приезжая в Семипалатинск Абай и его учени- ки - Турагул, Кокбай, Шакарим и другие. А в 1912 году, в один из приездов Шакарима в дом М.Сейткулова и была сделана всем известная фотография поэта, кото- рая долгое время хранилась в доме Мухамедхановых.

В доме Сейткулова бывали деятели литературы и искусства, известные представители казахской интел- лигенции, такие как Алихан Букейханов, Ахмет Байтур- сунов, Магжан Жумабаев, Мыржакып Дулатов, Мухтар Ауэзов, Жусипбек Аймауытов, Мухамеджан Тынышпа- ев, Халел Габбасов, Султанмахмут Торайгыров, Ыды-

21

 

рыс Мустамбаев, Сабит Донентаев, Манен Турганбаев, Амре Кашаубаев, Алмагамбет Капсалемов, Иса Байза- ков, Исаин Жанбырбаев и многие другие личности нау- ки, культуры, искусства и общественные деятели.

Мухтар Ауэзов с молодых лет был частым гостем Мухамедхана Сейткулова. Ауэзов в то время учился в Семипалатинской учительской семинарии. Сейткулов предоставил Ауэзову возможность проводить в соб- ственном доме первые репетиции пьес «Енлік-Кебек», «Қарагөз», «Бәйбіше тоқал», «Ел ағасы». Так зарождал- ся первый казахский театр.

Домашняя библиотека занимала в его доме огром- ный зал.

Отец Каюма Мухамедханова выписывал много га- зет, журналов того времени на казахском, татарском и русском языках, например - первый казахский журнал “Айқап” и газету “Қазақ”; татарскую газету “Уақыт”, журнал “Шура” и многое другое. Он также выписывал газету “Сары-арқа” и журнал “Абай”, которые издава- лись в Семипалатинске в 1917-1918 годах. Сейткулов слыл щедрым меценатом. Он был одним из немногих, кто финансировал журнал «Абай», выходивший под редакцией Ж.Аймауытова и М.Ауэзова и газету «Сары- Арқа». Он сделал много добрых дел, для того чтобы не оборвалась духовная связь времен.

Домашняя библиотека постоянно пополнялась но- выми книгами. Среди них были произведения устного народного творчества, классика мировой и русской ли- тературы, первый сборник произведений Абая, издан- ный в Петербурге в 1909 году; изданные в Семипала- тинске в 1912 г. поэмы Шакарима “Қалқаман-Мамыр”, “Еңлік-Кебек”; а также “Қазақ айнасы”, “Шежире - происхождение и история казахов и казахских ханов”; “Книга о религии мусульман” и многое другое. Всего не перечислить. Таким образом, все эти источники по- степенно входили в круг чтения детей и старшего сына - Каюма.

22

 

В библиотеке было и многотомное издание “Россия. Полное географическое описание нашего Отечества” (редактор Семенов-Тян-Шанский), 18-й том которого назывался “Киргизский край” и был посвящен истории казахского народа (издан в 1903г.). Одним из авторов этого издания был Алихан Букейханов, будущий лидер партии “Алаш” и глава правительства “Алаш-Орда”. Благодаря труду А.Букейханова Каюм впервые позна- комился с объективной историей своего народа и его культурой.

Сейткулов сыграл большую роль в становлении многих знаковых фигур нашей истории, поддержав их материально, морально, духовно.

Сколько таких людей, как Сейткулов было расстре- ляно в ту холодную декабрьскую ночь 1937 года? Наш человеческий и гражданский долг - сохранить память о таких людях, установить места их гибели, изучать и помнить их добрые дела и те вечные ценности, вопло- щением которых была их жизнь и деяния.

Достойный сын своего отца

Каюм Мухамедханов (05.01.1916-30.06.2004) - вы-

дающийся ученый, текстолог, основатель первого госу- дарственного музея Абая в г.Семипалатинске (1940 г.), основоположник научного абаеведения и шакаримове- дения, преданный ученик и соратник М.Ауэзова, член Союза писателей СССР с 1940 года, автор текста Го- сударственного гимна Казахской ССР 1945 года, поэт, писатель, драматург, переводчик, непревзойденный педагог-наставник и общественный деятель. Лауреат Государственной премии РК (1996 г), Отличник на- родного просвещения Казахской ССР, Отличник про- свещения СССР, Почетный гражданин города Семипа-

23

 

латинска, города Аягоза, Жанасемейского и Абайского районов Восточно-Казахстанской области. Обладатель многих титулов и наград: Лауреат Золотой Медали Международной Академии Абая (Лондон,1995г.), пер- вый Лауреат Международной премии Абая Союза пи- сателей Казахстана (1996г.), первый Лауреат Междуна- родной литературной премии «Алаш» Союза писателей Казахстана (1996г.), Лауреат премии Союза журнали- стов Казахстана.

Судьба Каюма Мухамедханова - это некий эта- лон Совести, - не сломленной, не униженной преда- тельством, не запятнанной корыстью и тщеслави- ем; редкий пример умения не разочаровываться в людях вопреки всем невзгодам и невероятным ис- пытаниям, которых выпало на его долю немало.

Заслуживают особого внимания для воспитания духа и души мысли Каюма, высказанные им в разных жизненных ситуациях, и его поступки, которые стали для нас моральными принципами и эталоном общече- ловеческих ценностей:

“Человек умирает всего лишь один раз. Я тогда ду- мал так: если я и погибну, то, что моя смерть, когда та- кие люди, как алашевцы, погибли...” (о пытках НКВД)

“Лучше умереть, чем клеветать. Как можно было бы жить с такой ложью?..” (как известно, Каюм не отка- зался от школы Абая, чего от него требовали во время пыток НКВД и не предал своего учителя М.Ауэзова)

“У меня нет чувства мести, но оскорбленная моя че- ловеческая совесть толкнула меня довести до Вашего сведения вышеизложенное...” (из письма к начальству Карлага о массовых грабежах заключенных)

“Тому человеку, кто познал Абая, и каждый свой шаг

сверяет по нему, гораздо легче будет преодолевать жиз-

24

 

ненные невзгоды. И ему не надо никаких других мо-

ральных кодексов. Только побольше бы таких людей”.

“Кто-то выдумывает ложь. Кто-то готов верить этой лжи. Кто-то ищет ложной славы. Разве мы можем на- зываться народом, если не будем думать?” (об искаже- ниях истории, о выдумках и лжи о вымышленных ба- тырах).

“Счастье - это быть свободным, говорить прав- ду и не бояться ничего. Только так надо жить! Это - главное для человека” (так жил Каюм Мухамедха- нов).

«Живите честно. Будьте скромными. Оставайтесь людьми» (завет детям)

Эти мысли и высказыванияученого-патриотаявля- ются важными для создания Диалога о человечной мо- рали, благородстве, исторической правде и историче- ской справедливости, которая всегда торжествует.

Преданность истине и убеждениям -

источник патриотизма

Пример гражданского мужества человека и ученого- гражданина. Будучи репрессированным в 1951 г. и осужденным за науку сталинским режимом на 25 лет, пройдя все круги ада физических и моральных пыток в тюрьмах НКВД и лагерях Карлага, он не отказался от открытой им школы учеников Абая: «Человек уми- рает только один раз. Я тогда думал так: Что моя смерть, когда такие люди как алашевцы погибли!». Мухамедханов вернул сотни имен из мрака забвения,

25

 

сохранил тысячи рукописей, написал биографии всех учеников Абая, искал и находил по кусочкам исчезав- шие произведения и доказал их принадлежность перу каждого ученика. По крупицам с конца 1930-х до на- чала 1950-х гг. Мухамедханов восстановил все имена, написал научно-творческие биографии всех учеников Абая, установил все произведения учеников Абая ме- тодом текстологического анализа и подготовил их к пе- чати. Имена учеников Абая и их произведения сейчас знают все. К последователям Абая, К.Мухамедханов отнес алашординцев. Этот пласт культуры является гордостью нации. Абая, учеников Абая, Шакарима, алашординцев, батыров изучают в школах и вузах. А в 1951 г. за это надо было быть готовым жертвовать своей свободой и жизнью. Это не каждому дано.

Такой пример преданности научной истине и исто- рической правде, человеческим и гражданским убежде- ниям оставил нам ученый-патриот. Это образец высо- кой духовности ученого и пример для молодежи: быть настоящим ученым - значит искать и открывать истину, но главное - надо иметь человеческое и гражданское мужество истину отстаивать, не боясь никаких послед- ствий. К.Мухамедханов своими примерами показал: служить истине - это значит служить народу.

Знание истории символики для

воспитания патриотов

«Интернационал» был гимном международного пролетариата и использовался как гимн народов СССР. В сороковые годы для поднятия патриотического духа союзные республики стали создавать свои гимны. В далеком 1943-м, на заседании ЦК Казахстана было объ- явлено о необходимости создания государственного гимна Казахской ССР. А следом был объявлен конкурс на написание текста к гимну, в котором приняло уча-

26

 

стие большое число наших соотечественников, в том числе и много известных поэтов и писателей. Каюм Мухамедханов написал текст гимна, когда ему было 27 лет. Все тексты шли под зашифрованным кодом (без указания фамилий авторов). Авторитетная комиссия остановила свой выбор на лучшем варианте текста. Им оказался текст, принадлежащий перу Каюма Мухамед- ханова, в то время молодого и неизвестного поэта и уче- ного. Но коллективистская идеология того времени не позволяла признания авторства текста одного человека, а потому текст, единственным автором которого являлся К.Мухамедханов, был утвержден с заменой всего лишь одного слова «ер қазақ» на «біз қазақ» («мужествен- ный казахский народ» на «мы, казахский народ», что стало единственным «аргументом» для включения в авторство текста Мухамедханова еще двух маститых писателей.

По аналогичному сценарию определялось и автор- ство музыки. Так, талантливый молодой композитор Мукан Тулебаев, вдохновленный текстом Каюма Муха- медханова, в возрасте 30 лет создал прекрасную му- зыку, но вышеупомянутая идеология того времени так- же не позволила признать М.Тулебаева единственным автором музыки гимна: в соавторство были включены еще два известных композитора.

Но на этом история с гимном не была исчерпана... Так, в 1992 году, когда был объявлен республиканский конкурс по созданию нового гимна суверенного Казах- стана, Каюм Мухамедханов снова принял в нем уча- стие. Лучшие варианты текстов были представлены для обсуждения в республиканской прессе. Решением жюри текст К.Мухамедханова был признан лучшим. Но и на этот раз Каюму Мухамедханову были предложены очередные соавторы. Каюм в этот раз был тверд и от- казался от соавторства....

27 летний юноша в 1943 г. стал автором государ- ственного гимна, он создал Гимн республике своей,

27

 

первые строки которого звучали так: «Ер қазақ ежелден еркіндік аңсаған». Только истинный патриот мог напи- сать такие строки в те годы. Но власти тех времен боя- лись назвать свой народ мужественным и героическим, заменив «ер» на «біз». Боязнь талантливых молодых людей, боязнь назвать свой народ мужественным, дав- ление коллективистской идеологии старого общества, нарушение интеллектуальной собственности - автор- ских прав, - эти и другие вопросы надо обсуждать с мо- лодежью на этом историческом примере.

Много испытаний ХХ века выпало на судьбу К.Мухамедханова. Невзирая на смену идеологий и нра- вов, он всегда работал для научной истины, памяти и исторической правды. Непревзойденный наставник, на этих принципах он воспитал много поколений своих учеников. И это является образцом патриотизма учено- го и педагога-наставника. Как Абай, Каюм Мухамедха- нов взрастил свою школу учеников и последователей.

Мухамедханов создал первый государственный музей Абая в 1940 г. в г.Семипалатинске. (в трудных экспедициях в отдаленные аулы он вместе с коллегой Б.Акерманом установил и доказал принадлежность Абаю и его окружению более 500 экспонатов - рукопи- сей и книг, предметов быта, одежды и мебели). Без этой основы невозможно было бы создать музей. Он боролся за увековечение памяти об Абае: в 1940-е годы писал в разные инстанции об облагораживании могилы Абая и его родных, об установлении Мемориальных досок, об увековечения образа Абая в живописи и скульптуре. Просветительскую работу об Абае он начал в 1940 году с родных мест Абая, на земле Абая.

Его фундаментальные текстологические труды вернули чистоту оригинального слова Абая, Шакарима, Махамбета, Бухар жырау, Кабанбай батыра, Богенбай батыра.

Он одним из первых выступил в печати об ала- шординцах, многих из которых с детства видел в доме

28

 

своего отца. Он вернул из забвения образы алашордин- цев, определив их на старых фотографиях, найденных им во многих архивах и сохранившихся от отца; уста- новил тысячи архивных документов по алашевцам, написал их биографии; установил ранее неизвестные труды и перевел труды алашевцев с арабской графики на графику современного казахского языка, написал по- яснения и комментарии к трудам и впервые подготовил их к печати с научными комментариями. Благодаря его изысканиям сейчас все знают имена, фото, биографии и труды алашординцев. Ученый-первопроходец Каюм занимался этой темой, сохраняя святую память о своем отце и друзьях отца - алашординцах, помня их духов- ное общение в родовом доме в г. Семей. Эту память он берег всю жизнь. Эту память он передал своим учени- кам, своему народу.

Газета «Семей таңы» впервые в Казахстане опу- бликовала статьи Мухамедханова об алашординцах,

их биографии и труды, установленные, научно проком- ментированные и подготовленные к печати ученым. Все это долгие годы было под запретом и лишь в конце 1980-х г.г. было опубликовано. Затем республиканские газеты опубликовали эти же статьи К.Мухамедханова, подхватив инициативу газеты «Семей таңы», все это вошло в научный оборот. Сейчас фото алашординцев, документы и справки о них из архива ученого исполь- зуются повсюду.

Его переводы и исследования русской, татарской, азербайджанской, польской и многих других культур обогатили культуру нашего народа.

По значимости для своей страны Каюм Муха- медханов сравним с такими великими людьми Рос- сии, как Дмитрий Лихачев, Лев Гумилев и Сергей Михалков. Детского писателя Сергея Михалкова осо- бо почитали как автора текста Гимна СССР. Каюм Му- хамедханов - автор Гимна КазССР. Дмитрий Лихачев сохранил методом текстологического анализа многие

29

 

памятники русской культуры. Каюм Мухамедханов со- хранил текстологическим анализом целые пласты куль- туры нашего народа. Великий ученый тюрколог Лев Гумилев стал узником ГУЛАГА и КАРЛАГА за свои научные идеи, от которых он не отказался. Каюм Му- хамедханов не отказался от школы Абая, от своих науч- ных убеждений, за что был осужден на 25 лет лагерей, фактически - это приговор к смерти.

ПЕДАГОГАМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ

«ОТЕЦ И СЫН» - эта тема непременно должна быть включена в учебники истории, литературы - казах- ская/русская, языки - казахский, русский, английский, др., обществознание и др. дисциплины, в патриотиче- ские мероприятия памяти.

Эпиграфом, духовно-моральным стержнем обсуж- дений вопросов патриотизма педагог или организатор воспитательных мероприятий может избрать нижепри- веденное высказывание К.Мухамедханова. Оно было принципом его жизни, благодаря чему ученый открыл и сохранил целые пласты науки и культуры, а своими человеческими и гражданскими поступками оставил нам вечный пример патриотизма:

«Счастье - это быть свободным, говорить прав- ду и не бояться ничего. Только так надо жить. Это главное для человека»

Рассмотрение на занятиях в школах и в вузах и в воспитательных мероприятиях следующих тем из жизни Отца и Сына обогащают содержание образо- вания и духовно-нравственного воспитания молоде- жи:

• Истоки. Родовой дом. Семей - духовно-культурная Мекка казахского народа. Память Каюма о ценно- стях родового дома, о посетителях и друзьях своего отца. Дом отца Сейткулова Мухамедхана - источник духовно-нравственного воспитания. Дом - центр культуры и место встреч партии «Алаш». Нача- ло первого казахского театра в доме Сейткулова - первые репетиции пьес М.Ауэзова «Еңлік-Кебек», «Қаракөз», «Бәйбіше- тоқал», «Ел ағасы».

Дом Мухамедхана Сейткулова - центр культуры, центр общения. Посетители дома - Абай, ученики Абая,

35

Шакарим, Ауэзов, алашординцы. Роль Сейткулова в становлении многих знаковых личностей народа.

•Библиотека дома Сейткулова - место общения на- рода. Книги, периодика того времени, которые при- влекали людей. Личность хозяина дома, который за- давал вектор духовно-культурного развития народа и объединял в своем доме людей вокруг ценностей культуры, народных эпических поэм, фольклора.

•Репрессии М.Сейткулова: конфискация 1921 года, конфискация 1928 года, конфискация 1932 года. Арест Каюма на 10 дней вместе с отцом. Конфи- скация 1937 г. Арест 24 ноября 1937 год, расстрел 2 декабря 1937 год в 2 ч. ночи. Исключение Каюма из студентов Пединститута. Репрессии брата Муха- медхана Сейткулова - Абылкасыма, высылка на Бе- ломорканал.

•Смерть в 1941 г. Макыпжамал - матери Каюма, хра- нителя духовно-культурного центра. Война. Трудо- вая Армия как разновидность репрессий. Младший брат Каюма - Маулетхан ушел на фронт со студенче- ской скамьи Педагогического института. Северный морской флот. Пропал без вести. Другой брат - Кур- мангали, участник Сталинградской битвы, вернулся инвалидом, недолго прожил после войны.

•Духовно-моральный стрежень человека - основа патриотизма. Влияние духа и ценностей родового дома на Каюма Мухамедханова. Встречи с интерес- ными людьми в доме отца, выполнение заданий ала- шординцев, друзей отца (пример: выполнение в 14 лет задания Ыдрыса Мустамбаева, др.). Будущий учитель и ученик - Мухтар Ауэзов и Каюм Муха- медханов в доме Сейткулова.

•Каюм Мухамедханов - поэт, начало творческой дея- тельности. Первые публикации в печати в газете «Екпінді», 1930-е годы. Поэма «Жамбыл» (1938), выступление на конкурсе акынов, который выиграл молодой поэт, где сам Жамбыл его благословил.

36

Встреча с Естаем. Естай в доме Каюма Мухамед- ханова в Семее впервые рассказал Каюму исто- рию песни «Хорлан». Ж.Саин в Семее и его стих- посвящение Каюму.

•1937 г. Арест и репрессии М.Сейткулова. Неизвест- ность. 10 лет без права переписки. Моральная под- держка Ауэзова после ареста Сейткулова. Доверие, уважение и дружба учителя и ученика. Три задания, которые М.Ауэзов дал К.Мухамедханову:

1.Открыть и исследовать новое направление в науке - «Литературная школа Абая».

2.Подготовить основу и открыть первый музей Абая.

3.Сохранить чистоту оригинального слова Абая ме- тодом текстологического анализа.

Все задания выполнены на высоком уровне талант- ливым, совестливым, мужественным молодым поэтом, педагогом, ученым и патриотом народа.

•Гражданское мужество: спасение Каюмом в 1937 г. репрессированной семьи Субханбердиных и др. лю- дей.

•1941 г. - перевод с азербайджанского на казахский язык музыкальной комедии УГаджибекова «Аршин мал алан» с раскладом всех музыкальных арий на ка- захскую речь, успех постановки в театрах Казахстана.

•Создание авторских пьес «Ер Билисай», «С фронта на фронт», «Перне».

•Посещение сына Шакарима - Ахата в тюрьме, остров «Полковничий» г.Семей.

•1940 е годы - продолжение заданий учителя - учени- ку: Аузова-Мухамедханову: Четвертое задание учи- теля ученику:

Подготовить столетний юбилей Абая в роли Ученого секретаря Правительственного юбилейного комитета.

Пятое задание учителя ученику: Выполнять разноо- бразные задания в качестве научного корреспондента в процессе написания М.Ауэзовым романа-эпопеи об Абае.

37

•Вступление в члены Союза писателей СССР - 1940 г.

•За Абая надо было бороться всегда. Борьба Муха- медханова за увековечение имени Абая и памяти о нем в 1940-1951 г.г. (за первый памятник и др.).

•1943 год - конкурс на создание Государственного гимна КазССР. Победитель конкурса К. Мухамед- ханов (27 лет). Создание М. Тулебаевым (30 лет) музыки на текст Мухамедханова. «Ер қазақ ежелден еркіңдік аңсаған». Коллективистская идеология: из двух единоличных молодых авторов коллектив раз- росся до шести авторов.

•1940-е г.г. - исследования Мухамедханова. Найден- ные им произведения учеников Абая вводятся в на- учный оборот, цитируются учеными.

•Забота о молодых литераторах и поэтах, акынах в качестве Уполномоченного Союза писателей по Семипалатинской области. (1942-1948). В Семипа- латинскую область тогда входил Павлодар и Усть- Каменогорск. (См. Книгу писем. 2016 г.) и др.

•Военная тематика в творчестве Каюма Мухамедха- нова.

«Ертен соғыс болса» (аударма: Лебедев-Кумач), «Отанымды қорғаймың», «Қазақтын батыр ұланы», «Жеңеміз Батыр ағама: гвардии полковник Бауыржан Момышұлына», «Сүйемін Отан Анамды», «Отан үшін, ел үшін!», «Біздің Киев», «Ері қорған еліне»: Советтер Союзының батыры Василий Кисляковқа, «Майданға ант береміз», «Ел қаһарын жырлаңдар!», «Қарындастың білем атын» (герой-партизанка Тося Петроваға) «Күткен күн», «Батыр Балтабек туған жерінде: Ер-Балтабек. (Гвардии майор, панфилов- шы Жетпісбаев туралы очерк) и многие другие сти- хи и очерки военных лет.

•Шестое задание Ауэзова Мухамедханову - написать раздел для первого тома «Истории казахской лите- ратуры» о творчестве батыров (Кабанбай батыр, Бо- генбай батыр и другие батыры).

38

•1948 год встреча с Всеволодом Ивановым в г.Семей. Задание от него: не забывать о Достоевском - друге Ш.Валиханова и о музее Ф.Достоевского. Беседы о переводах Абая на русский язык. Переписка с Тама- рой Ивановой.

•Защита диссертации «Литературная школа Абая» 7 апреля 1951 года. Нападки на Ауэзова и Мухамедха- нова на защите диссертации.

•Дискуссия по абаеведению - июнь 1951 г. «См. «Вестник АН КССР» 1953, № 4, газетные публика- ции, том 10 произведений ученого (Стенограмма за- щиты).

Подготовленный К. Мухамедхановым к изданию труд - «Биографии и произведения учеников Абая» с предисловием М.Ауэзова рассыпан в издательстве. Нападки на Ауэзова и Мухамедханова в прессе май - декабрь 1951 г. Увольнение с должности директо- ра музея Абая и с преподавательской должности.

•Арест 1 декабря 1951 года. Конфискация трудов, библиотеки и имущества. Допросы и пытки. Горя- чая камера, холодная камера, иглы под ногти, капли воды на голову. Внутренняя тюрьма г.Семей, тюрь- ма МГБ по улице Дзержинского в г.Алматы. Ученик не отказался от идей о школе учеников и последова- телей Абая, не предал учителя.

•Суд. Приговор: 25 лет лагерей (это равносильно смертному приговору: смертная казнь была отмене- на в связи с победой в ВОВ). Лагеря Карлага - До- линка, Дарья, Кула-Айгыр, Карабас, Просторное, Темиртау, Шерубай, Тортаул, др. лагеря.

•Творчество Карлага - стихи к жене и к детям, стихи о заключении (см. Қайым Мұхамедханов ҮоиІиЬе); перевод в Карлаге прозы Н.Карамзина «Бедная Лиза» поэтическим казахским словом. Су- ществует всего три случая перевода русской прозы языком казахской поэзии: Перевод Абая «Вадим» М.Ю.Лермонтова; Перевод Шакарима «Дубров-

39

ский» А.С.Пушкина и Перевод К.Мухамедханова «Бедная Лиза» Н.Карамзина («Сормандай Лиза»).

•Возращение из Карлага через Алма-Ату. Встреча с учителем в 1955 г.

•Верность исследованиям об Абае. Возрождение как феникс из пепла ученого к творчеству, несмотря на репрессии, которые продолжались всю жизнь. А за- кончились ли репрессии сейчас? Или последовали того страшного режима все еще действуют, боясь и после смерти ученого его мужества и силы духа?

•Глубокие исследования, переводы стихов и пьес с разных языков. Каюм соединил казахскую, рус- скую, азербайджанскую, украинскую, польскую, татарскую, узбекскую, туркменскую и др. культуры (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Карамзин, Крылов, Достоевский, Шевченко, Г.Тукай, У.Гаджибеков, Ш.Камал, Х.Фаизханов, И.Бораганский, И.Бунин, Бартольд, Даль, Семенов-Тяншанский, А.Мицкевич, Вс.Иванов, С.Стальский, Х.Ниязи, К.Насыйри, Ди- ваев, Е.Юрандет, Н.Островский).

•Репрессии после репрессий. Борьба за восстанов- ление на работе, борьба за возвращение собствен- ной квартиры, рукописей, ученой степени и многое другое. См. документы репрессий, справки, том 10 и Книга о Карлаге.

Лекции ученого о Шакариме и алашординцах сту- дентам после возвращения из КАРЛАГА, начиная с 1955 г.

•Подготовка в течение 1960-1980-х г.г. книг к изда- нию, согласие издателей к публикации. Книги не выходили, так как главным цензором над всеми ка- захстанскими издательствами был Нурушев, тот, кто уничтожал М.Ауэзова и К.Мухамедханова в 1951 г. и кто продолжал уничтожать их всю жизнь, будучи наделенным властью.

•Роль Фархинур Мухамедхановой - супруги Каюма Мухамедханова в сохранении человека и ученого.

40

Испытания в годы репрессий, духовная поддержка, верность и преданность супруги мужу, сохранение семьи. Сохранение ею архива - это сохранение куль- турного наследия народа. Происхождение Фархинур (дочь муллы). Ее нравственные принципы в жизни, ее общение в доме отца Каюма и в созданном ею с Каюмом доме. Фархинур - психолог-консультант студентам Каюма, образец красоты, мудрости, ума и верности. Подвиг супруги репрессированного уче- ного.

•Труд «Текстология Абая» подготовлен после Карла- га, в 1956 г. сдан в издательство. Издан только в 1959 г.

•Шакарим. Борьба за реабилитацию имени Шакарима вместе с его сыном Ахатом. Получение из Москвы Справки о реабилитации Шакарима (1958). Борьба за реабилитацию творчества Шакарима. (1958-1988) вплоть до выхода постановления ЦК о Шакариме, основанного на исследованиях - К.Мухамедханова. Борьба за Шакарима продолжается: исправление текстологических ошибок, допущенных рядом изда- тельств, начиная с 1988 года. См книгу о Шакариме и Каюме.

•Борьба вместе с коллегой Л.Перелыгиным за со- хранение факультета казахского языка литературы в Семипалатинском педагогическом институте (вла- сти хотели закрыть его в 1970-е годы!), на родине Абая.

•Продолжение исследования трудов и биографий алашординцев, (1950-1970 г.г.) - работа в архивах, переписка с библиотеками, учеными, потомками алашевцев, установление образов алашординцев на фото, имен и биографий, перевод трудов с арабской графики на современную графику, написание на- учных комментариев к трудам, подготовка трудов и биографий алашординцев к публикации, сохранение многих архивов, исторических фото, фактов. Каюм

41

- он сам история и архив. «Он и музей, и архив, и школа» (Н.Айтов).

•Продолжение открытия текстологическим анализом новых, ранее неизвестных стихов Абая (всего уче- ным было установлено и сохранено более 30 ранее неизвестных стихов Абая).

•Реабилитация творчества алашординцев. Первые публикации об алашординцах и подготовка их тру- дов к печати: перевод трудов с арабской/латинской графики на графику современного казахского язы- ка, написание научных комментариев - объяснение старо-казахских слов, исторических дат, географи- ческих названий, исторического контекста. Написа- ние биографий алашординцев. Первые публикации Каюма в газетах «Семей таны», затем - в республи- канской прессе. Отсутствие ссылок современных ученых, использующих эти труды и документы, установленные ученым.

Общение с интересными людьми. Переписка, начи- ная с 1940-х по 2001 гг. - образец культуры обще- ния. М.Ауэзов, С.Марков, А.Маргулан, С.Муканов, Т.Иванова, А.Анов, Музей Достоевского в Москве, Республиканский музей Казахстана, др. музеи и архивы, библиотеки, знаковые личности. Помощь ученого многим учреждениям культуры. (См. Книгу Писем 2016 г.)

•Возвращение К.Мухамедхановым из мрака забвения многих имен, пример: Бораганский; Сабалов, Даулет- баев, Молдажанов, Жомартбаев, др., установление и сохранение их рукописей и произведений. Новые факты и данные о Бухар жырау, о Бораганском и др.

•Общение с потомками Абая, Шакарима, с детьми алашординцев (дочь М.Дулатова - Гульнар, внучка Магавьи -Ишан и Газель, дочь Турагула - Макен, дети Т.Жомартбаева, вдова Вс.Иванова и мн.др.).

•Абай и Бунин. Абай и Крылов, Абай и Лермонтов, Абай и Пушкин. Вклад Мухамедханова в многона-

42

циональные культуры разных народов (исследова- ния и переводы).

•Издание научных биографий и произведений уче- ников и последователей Абая в 5 томах (1993-1997). Эт<

Издание подготовлено Общественным фондом

«Центр образования и культуры

имени Каюма Мухамедханова»

Рецензии написали:

С.Борбасов, профессор, доктор политических наук, А.Исин, профессор, кандидат исторических наук, А.Исмакова, профессор, доктор филологических наук.

ӘОЖ 37.0 КБЖ

: 17:48  


Сакип Керелбаев – государственный и общественный деятель, почетный гражданин Манг

Перейти к новости  

Предлагаем к прочтению произведения известного писателя, журналиста Абулхаира Спана, автора исторических, познавательных, публицистических книг о ...

Перейти к новости  

Кабиболла Сыдиыков посвятил свою жизнь изучению устного народного творчества, историко-культурного наследия Западного Казахстана. 

Перейти к новости  

Большим спросом в библиотеке пользуются книги по психологии, по семейному воспитанию. Сейчас много новых авторов, молодых специалисто

Перейти к новости  

Творчество известного в республике писателя, поэта, композитора   Комека Ыбрайұлы ярко и многогранно. В своих произведениях автор уде

Перейти к новости  

Оспанов Жамек Муслимович (1928, г. Атырау-1996) - журналист, заслуженный работник культуры Казахской ССР. В 1946 г. учился на факультете ...

Перейти к новости  

Более подробную информацию о народном батыре вы найдете в отделе краеведческой литературы Мангистауской областной библиотеки.

Перейти к новости  

Уважаемые жители и гости нашего города! Приглашаем Вас посетить полки БУККРОССИНГА, организованные в фойе областной библиотеки!

Перейти к новости  

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 30 31 13

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:30
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30

Понедельник - выходной

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть