• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/2
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:00
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:00

Краеведение

Предания и легенды Мангистау

Шакпак-Ата 

Долгая, почти трехчасовая дорога в Шакпак-Ата позволяет внимательно созерцать пустыню. На многие километры распростерлась она, перерезанная следами цивилизации: столбами с линиями электропередач, доставляющими электричество в самые отдаленные части Мангистау. Горизонт заслоняют волнистые вершины гор. Это и есть волны древнего океана Тетис, когда-то плескавшегося в этих краях на многие сотни тысяч километров. Контраст убеленных сединой меловых вершин гор черной впадины, насыщенной каменным углем, доказывает, что пустыня вовсе не серая, как привыкли считать люди.

Живописное кремниевое ущелье предвосхищает путь к мечети Шакпак-Ата. В переводе это слово означает «старец-кремень». Один из старожилов поселка Шаир утверждает, что, согласно одному преданию, Шакпак-ата – это вовсе не имя основателя мечети, а прозвище, данное ему в битвах с врагами неспроста: от его оружия, как от кремния, в боях отлетали искры.

В сохранившихся документах прошлого сказано, что «больше он был известен под именем Чахмаг-ата. В дороге, когда была надобность достать огонь, ему было достаточно прикоснуться одним ногтем к другому, чтобы искры посыпались в разные стороны».

Известный геоморфолог Серикбол Кондыбай, увлеченный изучением истории, традиций Мангистау, выяснил, что в мифологии Шакпак-ата является повелителем змей и покровителем умерших, а как историческая личность – внуком Шопан-ата.

Что же касается его настоящего имени, то оно, по предположению многих ученых, - Шахмардан. Дело в том, что у Шопан-ата было двое сыновей: Шахрух-ата (Шагырык-ата) и Исан-ата. У Шахруха в свое время родилось двое сыновей: Капаш-ата (Капан-ата) и Шахмардан, прозванный Шакпак-ата за свои способности с легкостью извергать огонь из камня, огнем испепелять врага. Что касается времени жизни суфия, то мнения исследователей разнятся: академик Медоев утверждал, что Шакпак-ата жил в IX веке. Бартольд придерживался мнения, что суфий жил во времена правления Узбек-хана, который правил с 1312 по 1342 годы (XIV век). В научных трудах Берга и Эверсмана, которые большое значение уделяли истории Мангистау, было указано, что Шопан-ата был учеником Ахмеда Яссауи. После обучения в туркестанском медресе он возвратился на родину, в Мангистау, женился. У него было двое сыновей и дочь Тергенбиби. Умер суфий в 62 года, в 1182 году. Таким образом, получается, что если Шопан-ата жил в XII веке, то его внук Шакпак-ата – в XIII-м веке. То есть предположения Берга и Эверсмана наиболее достоверные.

Так или иначе, но Шакпак-ата, последователь учения Ходжи Ахмеда Яссауи, относится к числу 360 святых, почитаемых в Мангистау. Легендарны имена всех этих святых. Бытует вот такая легенда о Шакпак-ата. Шел однажды суфий мимо одного аула и стал невольным свидетелем нелицеприятной семейной сцены: муж избивал свою жену. И причина тому бездетность. Шакпак-ата незамедлительно вступился за несчастную. То ли в знак благодарности и признания, то ли от нежелания продолжать жить в вечных унижениях, женщина пошла за Шакпак-ата. Говорят, в том безжизненном месте, где они остановились, стали пробиваться из-под земли родники, как из ведра лить дожди. И люди потянулись сюда с надеждой, что здесь отыщут снадобье от своих бед и лишений.

По сей день эти места окружены особым ореолом таинственности и загадочности. Какая-то особенная тишина и покой обволакивают путников  своими объятиями.

В местах активного паломничества в последнее время замечена мирская суета, а здесь - ни души. По вымощенным ступенькам можно спокойно пройти и обозреть мечеть снаружи и внутри. Поднимаясь в скалистую мечеть, можно услышать, как в отдалении, в низине, ухает филин.

Подземная мечеть Шакпак-Ата вырублена в горной меловой скале. Известно, что суфии, укрывавшиеся в этой пещере, практиковали лечебную магию. Помогали приходившим сюда людям избавиться от болезней. Для этого они оставляли заболевшего человека в пещере на ночь. Считалось, что в течение ночи на больного спустится благостный дух и болезнь обязательно отступит. И до сих пор люди приезжают сюда с надеждой исцелиться от недугов.

По утверждению археологов, мечеть построена  в IХ-Х вв. Имя ей дано в честь суфия Шакпак-ата, который жил здесь со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он был затворником и больше не покидал свою подземную обитель.

Ярким проявлением камнерезного кочевого искусства  является подземная мечеть Шакпак-Ата. Вход в пещеру оформлен в виде портальной арки, вблизи которой руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. В каменной пещере имеется несколько каменных комнат. Руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. В каменной пещере имеется несколько комнат. Основная зала увенчана массивными  колоннами, поддерживающими свод зала. В центральной части свода - световой колодец,  украшенный декорами. В западном крыле мечети устроена михрабная ниша и маленькие кельи для уединения отшельников. Стены  помещений мечети и  портала, а также ниш для захоронений испещрены разновременными надписями, контурными изображениями лошадей, всадников, быков, раскрытых  ладоней,  растительных узоров.  Среди надписей выделяется суфийское стихотворение о бренности этого мира и кратковременности  жизни. Необычны наскальные изображения ладоней. Ислам традиционно запрещал изображать людей или части их тела. А тут рисунки раскрытой человеческой ладони встречаются в нескольких местах. Сегодня, посылая близким и родным в письмах рисованные ладошки, мы пытаемся донести теплый привет, вроде бы из рук в руки. В прошлые же века изображение ладони считалось суфийским оберегом, защищающим священное место и всех сюда входящих от нечистых сил. Надо сказать, что этих знаков предостаточно и на внешней стороне мечети, вырубленной в скале. Эта кисть встречается во многих священных местах не только Мангистау. Научная трактовка такова: дочь пророка Мухаммеда Фатима семнадцатой приняла мусульманскую веру. Символом праведности считается эта кисть, увековеченная на государственных флагах Туниса, Алжира и Марокко. Люди чтут Би-Фатиму и в Казахстане. Муж ее, Хазрет Хали, тридцать первым принял ислам. Он многое сделал для распространения мусульманства на кавказской земле.

Изображение ладони может означать прикосновение, энергетический обмен. Это характерно для лечебных традиций в язычестве. Если наскальные рисунки отнести к языческому периоду, то можно смело предположить, что первые обитатели появились здесь около двух тысяч лет назад. Обнаружены также арабские иероглифы, которые в переводе читаются: Башим Мухаммед, Баки Хафиз, Башим Бердимухаммед... Есть предположение, что это перечисление имен сорока учеников суфия, которые похоронены в окрестности мечети: где они умирали, там и были воздвигнуты мемориалы.

Природа и та оставила свои тамги в этой местности. На известняковых скалах, будто каменные сосульки, потеки каменных пород сохранились в вечности. В других местах, словно дождевые капли на песке, запечатлены каменные узоры. Филигрань каменных сплетений – особенность этих мест, ваятель которых мастер-Ветер. 

Проходы в пещере изгибаются и петляют, поднимаясь винтовыми каменными лестницами вверх. Свод центрального зала, где раньше совершалось основное чтение молитв, венчается круглым отверстием. Сверху скалы-пещеры, в которой выбита мечеть, построено здание, давно забывшее проворные руки строителей- реставраторов.

    Если смотреть на древнюю мечеть Шакпак-Ата сверху, то можно обратить внимание, что она имеет форму латинского креста. Вот этот самый крест вырублен в склоне каменного мыса между двух оврагов, спускающихся по склону горы Унгазы. Каждый из концов креста указывает на одну из сторон света. Крестовидная планировка позволяет высказывать предположение о ее строительстве в до- исламский период.

Бытует такая легенда: «Однажды Чахмаг-ата по окончании молитвы уснул в мечети. В это время грабители, кочевавшие поблизости, подошли к мечети с целью ограбить. Обнаружив крепко запертые двери и не сумев их разбить, они решили сделать подкоп. Тогда мюриды взмолились: «О, Чахмаг-ата, помоги!» В ту же минуту копавшие превратились в камни...»

На вершине горы Имеди в Каратау есть святое место, называемое Сахабия (облачный). Аксакалы говорят, что Чахмаг-ата туда взошел по облаку. Однажды ему пришлось спасаться от преследования врагов. Но наступило время молитвы. Несмотря на угрозы жизни, он остановился. Выбрал большой камень, взошел на него и стал молиться. Молился ровно два года, не замечая времени. На этом камне по сей день видны следы ног, рук, лба и носа. По прошествии двух лет пришел враг и отрубил в глубоком овраге, в урочище Кунан-Су,  ему голову. Чахмаг-ата, взяв отрубленную голову подмышку, исчез. И по сей день жива память о нем в народных преданиях.  

Что же касается мечети, по обе стороны у входа в нее выбиты в скале пещеры-захоронения, возможно, учеников Шакпак-ата или близких ему людей. Где именно захоронены мощи самого суфия, доподлинно неизвестно. Это заставляет ко всем захоронениям относиться с особенным трепетом и вниманием.

Некоторые ученые утверждают, что основное назначение этого самого святилища – врачевание. Не исключено, что служители этого места составляли какой-то монашеский орден, лечащий больных. Сохранились легенды прихожанок, записанные путешественниками XIX века. Согласно этим легендам, сюда приходили, в основном, женщины, страдающие бесплодием. И вроде бы большое значение в их излечении имел лунный свет, используемый в лекарских целях служителями мечети. Сюда стремились и больные мужчины с недугами глухоты, слепоты и немоты. Они не только находили покой в душе, но и освобождались от заболевания. Легенда ли это? Трудно сказать, тем более что достойных служителей, некогда здесь живущих, вряд ли сегодня найдешь.

Подземные мечети, вырубленные в скалах природного ландшафта края, считаются особо почитаемыми святыми местами. И стены здесь – не просто камни, они были свидетелями многих великих деяний.

Приди сюда, путник, поклонись. Может, что-нибудь увлекательное они вспомнят и для тебя.

Шеркала

На святых местах и горы преклоняются. Казахская пословица

Много историй и легенд о Ширкале известно местным жителям. Сказанное далее имеет исторических свидетелей, поэтому отнесем легенду к были и поведаем ее вам.

Когда-то горы Каратау были богаты множеством ручьев и родников, которые заполняли ущелья горных массивов. Много трав и деревьев росло неподалеку от водных источников. Впрочем, не стоит в этом сомневаться.  Потому что и туристы семидесятых рассказывают, что во время прохождения туристических маршрутов встречали в этих местах заросли мяты выше головы, деревья с ветвистыми стволами в ущельях гор. Сегодня же многие родники пересохли, некоторые ушли под землю, осиротив местность.

Во время одного из нападений калмыцких войск часть туркменов укрылась в горе-крепости Шеркала. Калмыки окружили Шеркалу. Туркмены, чтобы выжить, прорыли колодец. Узнав об этом, захватчики перекрыли доступ к воде, закопав водный источник. В одну из «уморных» ночей  туркмен Ходжа Хасым, находившийся в осажденной крепости, спустил своего  проворного 12-летнего сына Ходжи Нияза по веревке с горы в место, где неподалеку пасутся табуны. В этом табуне пасся любимый скакун Ходжи Нияза, белый конь с пушистой гривой и хвостом по кличке Акча-Ат. Незаметно оседлав коня, 12-летний подросток три дня и три ночи добирался вскачь до Хивы, чтобы сообщить соплеменникам о том, что требуется помощь. Узнав о беде, хивинские туркмены срочно выехали на помощь. Окружив калмыков, освободили оставшихся в живых. Рядом с мавзолеем Акча-Ат точно такой же мавзолей. Видно, исполнено было завещание Ходжи Нияза, славного сына своего народа, спасшего жизнь своих земляков. Вершится история и сочиняются легенды. И неотторжимо одно от другого.

Еще Шеркалу называют гора-сфинкс. Шеркала своенравна и не терпит слишком любопытных. На нее нельзя забираться, потому что невозможно слезть, в ее пещеры нельзя заходить – они населены духами. Так говорят местные старожилы. Шеркалу считают одной из святынь Мангистау. Чтобы обойти гору-сфинкс, понадобится не менее часа. А если вы захотите побродить на месте древнего поселения, выискивая черепки, свидетелей былых цивилизаций, то часа вам не хватит. Если обойти гору вокруг, взору откроется вид на удивительные скалы, пещеры. При этом угол зрения постоянно меняется, тропинка то поднимается вверх, то летит вниз. Даже если все-таки осмелиться подняться на гору,  вряд ли удастся взобраться без специального снаряжения. Ведь известняковые склоны Шеркалы отвесны и только к вершине становятся пологими, образуя гигантский шатер, напоминающий верх юрты.  Много веков назад люди жили на вершине горы.

"Жизнь, которую мы называем счастливой, лежит на вершине, и к ней ведет крутая дорога". О такой ли вершине сказал мудрец Саади или нет, но, преодолев препятствия и взобравшись на Шеркалу, получаешь истинное удовольствие, называемое счастьем.

Город-крепость, вырубленный в горе, был известен еще в VIII-IХ веках во времена арабских завоеваний. Значит, древнему городу-льву более 13 веков.

Легенда о курдасах

Когда иссякла река, невозможно посчитать волны на ее просторах. Как невозможно по прошествии времени отличить некоторые исторические события от легенды. Аксакалы говорят, что если эта событие светлое, то лучше отнести его к истории, а если темное, то лучше - к легенде. Другие аксакалы утверждают, что черные легенды не хранятся в памяти народной. Легенды на то и легенды, чтобы обогатить память мудростью предков.

Вот уже столетие легенда эта передается из уст в уста. Один курдас (ровесник) однажды выразил сомнение в разговоре с соседом: «Почему Бекет, как крот, роет землю, что-то на ней громоздит, а его за это вознесли в ранг святых?» Возвращение к этому разговору не заставило себя долго ждать. Время было осеннее. Отправился курдас с джайляу в родной Мангистау на зимовку. И надо же так случиться, жена его, проезжая на верблюде по крутой дороге, сорвалась в пропасть. Единственное, что она успела произнести: «Бекет!» Вмиг улетучились сомнения курдаса по поводу неземных способностей Бекет-ата: «Бекет, держи ее! За спасение обещаю верблюда и триста баранов». А сам в страхе помчался объездной дорогой к месту падения жены. 

Подъехав туда поближе, он увидел, что жена как ни в чем не бывало едет на своей стройной верблюдице ему навстречу. Первыми были ее слова: «Верно, Бекет помог, сходи к нему». Не откладывая в долгий ящик, отправился курдас в обетовальню Бекет-ата, в мечеть. Надеясь на то, что никто не слышал его тайной молитвы у обрыва тем страшным днем, обещанных баранов он не стал отдавать, прихватил с собой лишь молодого верблюжонка. Когда он встретился с Бекет-ата, тот поднял рубаху и обнажил свою спину, на которой были заметны посиневшие следы от четырех ног верблюда:

– Смотри.

На его спине были кровавые следы копыт верблюда, который упал на него вместе с наездницей. Курдас замер в удивлении:

– Зачем ты это сделал? Тебе твоя жизнь недорога?

На что спаситель ответил односложно:

– Мы курдасы. Мне тоже нужны сверстники. – При этом добавил:

- А куда 300 баранов денешь?

Курдас застыл в удивлении: откуда Бекет-ата мог узнать об этих баранах? Оправившись от потрясения, курдас воскликнул:

- О Аллах, прости! Бекет, ты настоящий друг! Прости своего курдаса!

Упал курдас к ногам Бекета. Все присутствовавшие увидели, как вмиг поседели волосы кающегося. Стыдно стало курдасу за свою скупость. Говорят, часть строительства  мечети в Бейнеу он взял на себя.

Легенда о белой лошади  и черной лжи

Украл однажды туркмен у казаха лошадь. Зная, что творит неверное, решил туркмен замолить свой грех и отправился к Бекет-ата. Казах, лишившись единственного транспортного средства, кормильца и добытчика, любимой лошади, тоже обратился к помощи Бекет-ата. И встретились оба просящих у мечети суфия. Оставшийся без лошади пытался убедить суфия в том, что первым должен слышать молитвы своего сородича. На что Бекет-ата ответил:

- Первый тот, кто первый. Поначалу я разберусь с бедой туркмена.

Когда туркмен возвратился к украденой им лошади, он увидел, что из белой она превратилась в черную. Во сне ему привиделся Бекет-ата, который произнес: “Верни лошадь”.

На утро в полубреду туркмен отвел лошадь к дверям юрты, в которой жил казах. И не веря своим глазам, он увидел, как черная лошадь вновь становится белой. Эта легенда, так похожая на быль. Но как хотелось бы с ложью, алчностью и стяжательством сталкиваться только в легендах.

Легенды о Караман-ата 

Караман-ата (Кахарман-ата) был одним из трехсот миссионеров, приехавших на Мангышлак распространять суфизм. Легенды разных народов несут и разную информацию о Караман-ата.

В книге М.Мирзоева упомянуты каракалпакские легенды, в которых рассказывается об одноглазом великане-людоеде Караман, которого обхитрил и убил батыр Есим. В другой каракалпакской легенде Караман – злой и жадный бай, проклятый за клевету и оскорбление Ходжи Ахмеда Яссави и превращенный шейхом в собаку-людоедку.

Имя «Караман» встречается и в туркменских легендах: в далекие времена среди туркмен жили два брата Акман и Караман. Большим уважением и почетом пользовались они среди сельчан. Что-то стало причиной большой ссоры братьев с Ходжой Яссави. И братья вынуждены были переселиться со всеми своими соплеменниками-самырами на запад, в Мангистау. После смерти одного из братьев был возведен некрополь и подземная мечеть.

Сохранились и другие сведения середины XIX века «Предания адаевцев о святых, живших и умерших на Мангышлаке». В этих преданиях Караман-ата был сыном Ихсана (Есен-ата) и внуком Чопан-ата (Шопан-ата). Он во всем был похож на деда, творил много чудес, построил мечеть в одном дне пути от могилы Шопан-ата. После смерти Караман-ата был похоронен вблизи мечети. Однако где именно, до сих пор неизвестно. Мечеть Караман-Ата весьма почитается. На ней присягают именем святого все, от кого требуется очистительная присяга. Случалось, что ложно присягнувшие именем Караман-ата тут же умирали и род их вскоре прекращал свое существование.

До наших дней дошло предание местных жителей о том, что однажды между двумя родами, кочевавшими на Мангышлаке, произошел спор по одному очень важному делу. Для решения спора уговорились принять присягу сто человек с каждой стороны на могиле Караман-ата. Одна сторона, будучи неправой, тоже приняла присягу. После клятвопреступления участники неправой стороны попытались отойти на сто шагов от места клятвы и оседлать коней, чтобы отправиться домой. Вдруг услышали гром, подобный пушечному выстрелу. Лица их помрачнели, и все сто замертво упали с лошадей. 

Наиболее распространена в народе следующая легенда: поспорили однажды между собой туркменский и казахский народ. Чтобы покончить спор миром, решили привлечь к разбирательству Бекет-ата. Бекет-ата предложил совершить спор у могилы Караман-ата. Было принято в то время у казахов спорить на единственного сына какого-нибудь из известнейших в племени людей. Выбор пал на Кошана, сына известного батыра Кожа-назара. Бекет-ата посадил перед собой Кошана на черную лошадь. В седло воткнул шило и изрек: 

- Если не прав казахский народ, то наказание постигнет тотчас. 

Тут, откуда ни возьмись, разразилась молния и ударила в шило. Бекет-ата, схватив мальчугана на руки, на крыльях слетел с коня и благополучно приземлился. Вторая сторона, не желая признать свое поражение, решили продолжить спор на своей земле, в Туркмении, в святом месте Шикабр-Ата (Конеургенч), в шестистах километрах от Караман-Ата. Бекет-ата предложил не терять времени зря и встретиться в Шикабр-Ата на утреннем намазе. Бекет-ата вместе с Кошаном обратились в лебедей и благополучно к утру добрались до условленного места. С опозданием прибыв, туркмены признали победу второй стороны. Благодаря Бекет-ата дело порешилось миром.

Это, конечно, легенды. А что до правды, то клятвы над могилой Караман-ата всегда были суровыми и категоричными. Клялись на род, на детей. При этом совершался обряд: приносящий клятву обходил кругом святое место, дотрагивался до Корана, вырывал из земли растение с кореньями, приговаривая: «Как растение карают смертью, выкорчевывая из земли, так род пусть умрет, если лжет произнесший клятву». 

Неподалеку от изгороди некрополя Караман-Ата тоже имеются захоронения. Поговаривают, что там, в сорока шагах от ограды некрополя, захоронены черные люди, хоть раз поклявшиеся на лжи. Говорят, ровно столько шагов до лжи. До правды же путь еще длинее.

Святой Султан-эпе - покровитель мореплавателей

В преданиях мангистауской земли сохранилось упоминание, что здесь жили, проповедовали и были похоронены 360 суфиев, причисленных местным населением клику святых. Имена некоторых из них были подзабыты, а могилы затерялись на пустынных и безбрежных просторах Мангистау, но большую часть этих имен народная память сохранила и донесла до наших дней: Шопан-ата, Масат-ата, Султан-эпе, Караман-ата, Шакпак-ата, Кошкар-ата, Бекет-ата, Темир-баба... Местные жители и их потомки и сегодня свято чтят эти имена, а могилы суфиев являются святынями, куда на поклон приходят многочисленные паломники.

С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ учеников особо почитаемого в народе Ходжи Ахмеда Яссауи связано много исторических мест. Среди них весьма оригинальным памятником является комплекс Султан-эпе, который расположен в 30 километрах северо-западнее села Таушык. Комплекс расположен у каньона, выходящего в Мангышлакский залив. Многокамерная подземная мечеть, вырубленная в скале,находится на борту каньона и связана с именем святого Султан-эпе. Со стороны террасы каньона к ней устроены многочисленные ступенчатые подходы. Для укрепления перекрытия установлены каменные колонны. Характер духовно-культовой направленности памятника позволяет на уровне рабочей версии рассматривать подземную мечеть Султан-эпе как ханаку-обитель (монастырь) некой суфийской общины, построившей ее в период ХШ-ХУ веков. Эта гипотеза носит характер предва-рительного заключения.

Находящийся рядом небольшой некрополь представлен различными типами надмогильных сооружений: сагана-тамами, ящиками-саркофагами, кулпытасами с койтасами, оградами, вы-полненными в технике горизонтальной кладки и из вертикально врытых в землю каменных плит. На территории некрополя имеются многочисленные осколки кремниевой индустрии эпохи неолита.

Согласно книге «Сборниксведений о кавказских горцах, предания адаевцев о святых секты ханафие, живших и умерших на Мангышлаке» (Вып. 7. Тифлис, 1873 г.), Султан-эпе является сыном небезызвестного среднеазиатского поэта-мистика Хаким-ата (Сулеймана Бакыргани) - ученика Ахмеда Яссауи и Амбар-ана. По легенде, Султан-эпе является покровителем тонущих в море людей. На его счету много подвигов. Например, святой переносит для отца Каабу в Бакырган (Хорезм), чудесным образом оживляет заколотых быков и др. Однако Хаким-ата с недоверием и ревностью относится к деяниям своего сына. В ответ на это Султан-эпе, простившись с отцом и матерью, становится невидимым. Узнав об этом, Ходжа Ахмед Яссауи наказывает Хаким-ата. Легенды рассказывают, что по его повелению над могилой последнего сорок лет текли воды Амударьи, а город Бакырган был разрушен.

Примерно через сто лет после исчезновения Султан-эпе на Мангистау поселились ногаи. Легенды повествуют, что среди кочующих ногаев был один мулла, обучавший детей грамоте. Среди его учеников был слабый и хромой мальчик по имени Хейрулла. Над ним издевался кто как мог: каждый день он получал в школе побои, его бил и гулла, а дома- родители. Сверстники также издевались над ним и постоянно обижали его. Однажды Хейрулла ушел далеко в степь, где решил свести счеты с жизнью и не сносить от всех унижения и издевательства. Но Султан-эпе сохранил ему жизнь. Когда мальчик, обессилив от слез и душевных страданий, уснул, святой старец вдохнул в него знания и мудрость. Он повелел Хейрулле построить мечеть в том самом месте, где увидит орла, сидящего на земле.

Когда мальчик вернулся в аул, он отвечал на вопросы муллы, взрослых как умудренный жизнью человек, познавший суть истины, - грамотно, мудро, взвешенно. Мудрости мальчика дивился весь народ. Хейрулла же после этого ушел в степь и вернулся к отмеченному месту. Каждый раз, при-касаясь руками к большим камням, он произносил имя святого: «О, Султан-эпе!». Камни, к которым прикасались руки мальчика, легко поднимались и укладывались туда, куда нужно было. Так Хейрулла быстро построил мечеть. После этого чуда мальчика стали называть почтительно суфием.

Имеется дополнительная информация о туркестанском ученом и философе Ходже Ахмеде Яссауи, - талантливейшем ученике Арыстан бабы. Заметное влияние в распространении ислама в Центральной Азии оказал святой Карабура хан, у которого были сын Козы Тегин и две дочери - Ам-бар-биби и Бегим-сулу. К сожалению, о Козы Тегине точных сведений не осталось. Дочь же старца, Амбар биби, вышла замуж за ученика Ходжи Ахмеда Яссауи Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата).

Сулейман Бакыргани - один из основоположников суфийской литературы идидактики, философ, ученый и поэт, один из четырех известных последователей и учеников Ходжи Ахмеда Яссауи, в народе прозванный туркестанским пиром. Родился в начале XII века (1186 год) в городе Туркестан. Обучался грамоте в Самарканде, Бухаре, Хорезме, Шаме. Согласно исследованиям известного тюрколога А. Борова, поэмы Сулеймана Бакыргани написаны на понятном всему тюркскому миру огузо-кипчакском языке. Он продолжил тенденцию суфийской поэзии, писал религиозные хикметы, еще при жизни стал святым. Учил народ гуманности, высокой нравственности. Оригиналы его произведений, к сожалению, не сохранились, копии датируются XV веком. Одна из его рукописей, написанная в XVII веке, хранится в архиве Национальной библиотеки РК. В1848 году, а затем и в 1898 году в Казани были опубликованы две книги ученого - «Акырзаман» и «Биби Марьям», повествующие о матери пророка Исы.Эти книги использовались в качестве учебных пособий во многих религиозных школах.

Известный казахский ученый, ориенталист, историк, этнограф, географ, просветитель XIX века Чокан Валиханов в своем дневнике, куда он заносил записи о путешествии в Кашгарию в 1858-1859 годах, писал: «От Сулеймана Бакыргани остались Айша-биби и ее брат Ерхубби. А у Амбар-ана после того, как она вышла замуж за Зенги-баба, родился еще один сын, Алиаскар».

Этнограф Г.П. Снесарев заметил, что «в основе имени Султан Хубби (Султан-эпе) лежит иранское слово «об», что в переводе означает «вода». Предшественником его, например, считается ан-тропоморфный водяной дух Убю, представления о котором были распространены у населения Южного Казахстана». С другой стороны, туркмены Ташаузской области Туркменистана характеризуют его как исчезающего святого: «Сын святого Хаким-ата Султан-эпе неизвестно куда ушел, исчез, когда был живой. Но он помогает, если попросить у него помощи». Однако, как известно, аулие Султан-эпе появляется на Мангышлаке, недалеко от моря. У казахов считается, если тонущие на воде обратятся с молитвой к Султан-эпе, то непременно будут спасены».

Особого внимания заслуживают каньон и колодец Султан-эпе. Колодец с питьевой водой превосходного качества и, как утверждают местные жители, обладающий целебными свойствами, расположен в 6 метрах от обрыва. Родник Султан-эпе упоминается в записях П. Ломакина 1870 года, но в них нет сообщения о колодце. Из этого можно предположить, что колодец был сооружен позднее - в конце XIX века. Выдержан он в мангистауском архитекторном стиле и также датируется последней четвертью XIX века. Характерная черта стиля - филигранное прилаживание (айкель) об-садных камней друг к другу, сужение внутреннего диаметра колодца к устью по правильной геометри-ческой кривой, придание ему внешнего эстетичного вида, шлифование. Живописный каньон Султан-эпе очень глубок. По его дну протекает ручей. Склоны и дно ущелья покрыты густыми зарослями ежевики, жостера, катрана, шелковицы, тёрна и буйным разнотравьем. В сочетании с обрывистыми скалами, обрамляющими ущелье, они создают неповторимый пейзаж. Являясь своеобразным оазисом, урочище привлекает множество разных животных и птиц. Каньон облюбовали и лисица-корсак, длинноиглый ёж. Из птиц здесь гнездятся розовые скворцы, щурка зелёная и золотистая, орлан и другие. В трех кило-метрах от него открывается прекрасная панорама морского побережья.

Комплекс Султан-эпе принят на государственный учет и находится под охраной.                                  Огни Мангистау 07.02.2012

БАЛА-АУЛИЕ

В далеком туркменском селении жила прекрасная Кыз. Трава выравнивалась, чтобы взглянуть на нее, когда она проходила мимо. Вода в реке замирала, чтобы впитать в себя ее образ, когда она склонялась над водой. Ветер утихал, когда она пела.

А когда шла Кыз рядом со своим женихом, то самая лютая ненависть превращалась в любовь. Все ждали их свадьбы, зная, что после нее в селении не будет ни ссор, ни брани.

alt

Но однажды мимо проезжал бай. Увидев Кыз, он пришел к ее родителям:

- Я женюсь на вашей дочери, какой нужен калым?

- Она посватана и отдана другому.

Выхватил бай меч, выскочил на улицу и, найдя жениха Кыз, жестоко убил его.

- Ну что? Теперь она свободна? Я ее покупаю.

На что разгневанные родители ответили:

- Наша дочь никогда не станет женой убийцы ее жениха.

Разозлился бай, выхватил меч и убил родителей. Но земляки спрятали Кыз и не отдали ее баю. Бай уехал с намерением вернуться со своими воинами и найти девушку.

Тяжелая туча горя согнула плечи красавицы. Ушла она подальше от селения и взмолилась:

- О Аллах, зачем ты подарил мне жизнь, если я стала причиной смерти всех моих любимых людей?! Как я смогу теперь жить с этой виной?

С небес спустился к ней Аллах и молвил:

- Не виновата ты в смерти любимых людей. А тот, кто виновен, уже наказан мной. Ты должна запомнить, что не страшно умирать за любимых. Ты должна запомнить, что не страшно умирать за любимых. Теперь ступай же в селение Караман-Ата, работай в детском доме и подари свою любовь и ласку его воспитанникам. Благословляю тебя.

Произнеся эти слова, Аллах коснулся головы прекрасной Кыз и исчез. Ничего не оставалось красавице, как бежать в селение Караман-Ата под защиту Аллаха и святых.

Наутро с горючими слезами селяне похоронили трех своих земляков. А горе их во сто крат усилилось с отъездом девушки...

С тех пор прошло много лет в селении Караман-Ата. Кыз была всеми любимой и уважаемой нянечкой. Многие юноши разбивали свои сердца о неприступность прекрасной Кыз. Несмотря на смерть своего жениха, она оставалась ему верна и предана, отвергая любые предложения о замужестве.

В дни праздников в селении собирались все пастухи с дальних пастбищ, воины с застав да старики из мечети, и все любовались, как Кыз выходила со своими воспитанниками. После праздников же в селении оставались только старики, женщины и дети с воспитательницей Кыз, да учителем Бала. Так проходили годы.

Черные силы никогда не оставляли надежду захватить селение Караман-Ата. Но отряды воинов никогда не пропускали врага.

alt

Однажды обманом враги все-таки сумели прорваться. Убив стариков и женщин, они вывели детей.

- Отпустите детей, убейте меня! - Взмолилась Кыз.

- Кому ты нужна, женщина, ведь у тебя нет даже мужа!

Тогда Бала-учитель детей сказал:

- Убейте меня, но детей отпустите.

Рассмеялись враги, подняли луки и выпустили стрелы. Но детишки кинулись закрывать своими тельцами любимую нянечку и учителя. А разбойники стреляли до тех пор, пока не оставалось в живых никого.

Так их и похоронили: бала-Аулие – по правую руку от него лежат мальчики и Кыз-Аулие-по правую руку от нее лежат девочки. И лежат они рядом с разрушенным детским домом. А все проходящие кланяются им и слушают эту историю, которую передают из уст в уста, от ширакши к ширакши.

ШАКПАК-АТА

Посадив гостей за богатый стол в своем доме, аксакал, прочитав молитву, ведет рассказ о тех древних и великих временах:

-Черные тучи печали спустились с небес на селение Караман-Ата после смерти сорока воинов. Груз предательства непосильной ношей прижимал людей к земле. Тяжесть обмана не позволяла поднять головы и смотреть друг другу в глаза. Как жить, если среди них есть слабые духом? Как радоваться жизни, если есть обман? Как спокойно спать, не веря друг другу?

И тогда созвали совет, чтобы решить, что делать дальше. Долго спорили люди, много передумали, но единого решения не могли найти. Глядя на это, спустился к ним Аллах и повелел:

– Разойдитесь по священной земле Мангистау, живите в мире и согласии. Селитесь дальше, но будьте ближе. Молодые воины будут охранять ваш покой. И пусть называют ваш народ вольным, что звучит на тюркском, как казах.

Так, по велению Аллаха, встали юрты аулов по всей земле Мангистау. Отряды славных джигитов охраняли их. Во время великих тоев весь народ собирался вместе, чтобы отметить праздник и на состязаниях выбрать самого ловкого, сильного, мудрого и веселого юношу.

МЕЧЕТЬ ШАКПАК-АТА

Быстро приумножался народ  Мангистау.  Мудрости и свободе учила  их священная земля. Вместе с тем росла и ненависть врагов к вольным людям. Больше всего  они стремились  уничтожить  селение  Караман-Ата, которое учило  людей дружбе , доброте , и мечеть Шакпак-Ата, несущую мудрость и силу. Зависть и злоба  душили разбойников, но  Аллах справедливейший  не позволял обидеть свой любимый народ.

Однажды враги коварством и обманом  ворвались в район мечети  Шакпак- Ата. Они рубили мечами беззащитных детей , а оставшихся  в живых  загнали в мечеть и завалили вход  тяжелыми

камнями. Устроив засаду, враги  ждали возращения  отряда молодых воинов и смеялись над  изнемогающими от голода детьми. Плачущие небеса стремились напоить дождем узников . Ветер выдувал скалы, чтобы освободить их из заточения. Природа всеми силами помогала бедным детям. Голодные, они увидели ползущую к ним змею.

-Не падайте духом, –  сказала змея. – Возьмите  в руки все, что найдете и рубите камень. С другой стороны, недалеко от входа , вы встретите отряд молодых воинов. Предупредите их о засаде.

Несколько дней и ночей  обессиленные детишки рубли скалы. Раны на руках их плакали кровью. Глаза ослепли от пыли. Благодаря Аллаху  всесильному проход  был прорублен, но он был таким маленьким, что пробраться сквозь  него мог только самый маленький из  затворников. И тогда встал из могилы Шакпак-Ата, ударил посохом о проход и превратил  его  в волшебный. Любой честный человек мог теперь выйти, не сгибаясь, тогда как, для бесчестных он оставался непроходимым.

Выскочили детишки и успели предупредить  отряды воинов о засаде. Как ветер ворвались  джигиты в лагерь врагов, а уничтожив, оставили их тела на растерзание  диким зверям. И  по сей день, люди посещающие  мечеть Шакпак-Ата, выходя, восхваляют смелых воинов и дух Шакпак-Ата.

База данных защищена авторским правом ©kk.convdocs.org 2012 



Шакпак-Ата  Долгая, почти трехчасовая дорога в Шакпак-Ата позволяет внимательно созерцать пустыню. На многие километры распростерлась она, ...

Перейти к новости  

                                                     Памятники архитектуры В Мангистауской области находятся уникальные археологические и ...

Перейти к новости  

Мангистауская область (каз.Маңғыстау облы

Перейти к новости  

Аким (каз.әкім) — гл

Перейти к новости  

На территории области располагаются богатые залежи полезных ископаемых. Запасы минерального сырья по их многообразию, мощности залеже

Перейти к новости  

Каспийское море омывает западную часть Казахстана. Название моря связано с племенем «каспии», которое населяло его берега с незапамят

Перейти к новости  

В Мангистауской области находятся уникальные археологические и исторические памятники, сохранившиеся со времени процветания этой ст

Перейти к новости  

Бекет-Ата известен как предсказатель и пророк, которому открыта Книга бытия. Прославился также как целитель, человек, знающий законы ф

Перейти к новости  

Некрополь и подземная мечеть Шопан-ата расположены в 42 км от городка Ескиозен Мангыстауской области. Датируется

Перейти к новости  

Живописное кремниевое ущелье предвосхищает путь к горе Унгазы, в которой вырублена подземная мечеть Шакпак-Ата. В переводе «Шакпак-Ат

Перейти к новости  
zero!

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 51 46 24

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:00
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:00

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть