• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/1
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:30
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30
    Понедельник - выходной

Культура и искусство

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - одна из важнейших областей творчества казахского народа. С давних времен население Мангистау в своей повседневной жизни широко использовало продукцию скотоводства и развивало в своей среде различные виды прикладного искусства. Юрта - ценнейший памятник культуры и национального декоративно-прикладного искусства - уникальное жилище, удобное для пользования, легкое при транспортировке, приспособленное к природе и быту в степи.  Сведения об использовании и простоте технологии изготовления юрты содержатся в трудах ученых и путешественников прошлого. Китайский поэт Бо-Цзюй-и (772-846гг.) воспел юрту в своих стихах, арабский путешественник Ибн Фадлан (Х в.) также писал о жилище кочевников. О красоте юрт, изготовляемых мангистаускими мастерами, было известно давно. В 1900 г. в Париже проводилась всемирная выставка, которую посетило 39 млн. человек. На этой выставке экспонировались изделия мастеров из Мангистау (в то время - Закаспийская область, Мангистауский уезд). Претерпев некоторые изменения, но сохранив основные традиции, это искусство развивается и в наши дни. Доказательством этому служит экспонирование в Государственном музее Японии на выставке "Этнография народов мира", походившей а 70-х годах ХХ в.юрты мангистауского мастера Жеткизгена Рзаева. Уважение  к нашему народу и восхищение посетителей выставки в Японии вызвали также изделия мастерицы Сулухан Каликызы Рзаевой. После получения независимости, национальному искусству стало уделяться особое внимание. Получившая главный приз на проходившем в 1992 году Всемирном курултае казахов, юрта Атабая Такенова была выставлена затем в Центральном государственном музее РК в г. Алматы. Её убранство, сделанное руками Толесин-апай, вызывает восхищение и гордость. Юрту, подаренную от имени мангистауцев Первому Президенту  Казахстана, изготовил мастер Бакыт Босжигитов. Одним из самых ценных экспонатов Президентского центра культуры в новой столице Казахстана Астане является юрта Тажика Назарова. Убранством этой юрты занималась известная мастерица Ажар Абикызы Назарова, не раз занимавшая почетные места на многих выставках. Одна из особенностей мангистауской юрты связана с её войлочным покрытием, издалека притягивающим взор. В зависимости от цвета войлока юрты называют черно-белым домом (кара-ак уй), светлый дом (боз уй), черный дом (кара уй).   Большое значение в Мангистау придается качеству изготовления войлока для покрытия юрты. В частности, уделяется большое внимание плотности, весу, чтобы войлок мог выдержать дождь,ветер,солнечный свет. Немаловажное значение придается тому, чтобы юрта была высокой, куполообразной, а для этого нужно, чтобы войлочное покрытие было скроено к остову по размеру, правильно сшито, собрано, красиво окаймлено.

Текемет - декорированный войлок. Орнаменты текемета носят название текемет-орнек.   В Мангистау часто встречаются большие текеметы (оре текемет), изготовленные из войлока. Узорам на таких текеметах придаётся особое внимание, так как они покрывают большую часть юрты (тор). Они бывают большими не только по размерам, но и по весу. Способ изготовления текеметов такой же, как и войлока. Разница только в том, что толщина текеметов по сравнению с войлоком для покрытия юрты меньше, но толще, чем войлок для сырмаков. Шерсть для текеметов проходит особую сортировку, по возможности отбирается белая, качественная шерсть.   Для получения более яркой окраски узоров текеметов мангистауцы применяют метод малма - обмачивание. Малма - это  метод или способ окрашивания, т.е. уже изготовленную из белой шерсти талдырму - тонкую кошму - опускают в красящий раствор. Окрашенная таким способом талдырма ярко выделяется как на белом, так и на черном текеметах. Многие наши сородичи жили в соседней Туркмении. На историческую родину они привезли с собой в числе многих других технологий и методику наложения орнамента на текемет. Это один из примеров взаимопроникновения культур соседних народов. Для мангистауских текеметов характерны узоры кошкар муиз (рог барана), сынар муиз (непарный рог), кос муиз (парный рог) и другие узоры, связанные со зверинным стилем. На туркмен-текеметах - орнаменты растительного происхождения, водяные знаки, геометрические узоры.

В Мангистау белый текемет стелили в почетной части юрты. Среди других напольных покрытий текеметы занимали особое место. Поэтому текеметы главенствовали в приданом невесты, их дарили почетным гостям.

С самого порога до почетного места в жилище - тора - интерьер юрты украшают карала и алатеру алаша, расшитые сырмаки, огромные оре-текеметы, украшенные трехцветными узорами на белом фоне, яркие подушки. 



Все более заметным явлением нашего общества становится возрождение духовных ценностей, почти забытых религиозных традиций, внимани

Перейти к новости  

Ювелирное искусство, берущее свои корни из глубины веков, одна из ярких и  изящных  видов прикладного иск

Перейти к новости  

С давних времен население Мангистау в своей повседневной жизни широко использовало продукцию скотоводства и развивало в своей среде

Перейти к новости  

«На мертвой мангышлакский земле, где могут жить одни лишь камни, сохранились следы высокой культуры. Остатки цветущей эпохи Мангышлак

Перейти к новости  

В Мангистауской области находятся уникальные археологические и исторические памятники, сохранившиеся со времени процветания этой ст

Перейти к новости  

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 30 31 13

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:30
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30

Понедельник - выходной

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть