• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/1
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:30
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30
    Понедельник - выходной

Легенды Мангистау

ШАКПАК-АТА

Долгая, почти трехчасовая дорога в Шакпак-Ата позволяет внимательно созерцать пустыню. На многие километры распростерлась она, перерезанная следами цивилизации: столбами с линиями электропередач, доставляющими электричество в самые отдаленные части Мангистау. Горизонт заслоняют волнистые вершины гор. Это и есть волны древнего океана Тетис, когда-то плескавшегося в этих краях на многие сотни тысяч километров. Контраст убеленных сединой меловых вершин гор черной впадины, насыщенной каменным углем, доказывает, что пустыня вовсе не серая, как привыкли считать люди.

Живописное кремниевое ущелье предвосхищает путь к мечети Шакпак-Ата. В переводе это слово означает «старец-кремень». Один из старожилов поселка Шаир утверждает, что, согласно одному преданию, Шакпак-ата – это вовсе не имя основателя мечети, а прозвище, данное ему в битвах с врагами неспроста: от его оружия, как от кремния, в боях отлетали искры.

В сохранившихся документах прошлого сказано, что «больше он был известен под именем Чахмаг-ата. В дороге, когда была надобность достать огонь, ему было достаточно прикоснуться одним ногтем к другому, чтобы искры посыпались в разные стороны».

Известный геоморфолог Серикбол Кондыбай, увлеченный изучением истории, традиций Мангистау, выяснил, что в мифологии Шакпак-ата является повелителем змей и покровителем умерших, а как историческая личность – внуком Шопан-ата.

Что же касается его настоящего имени, то оно, по предположению многих ученых, - Шахмардан. Дело в том, что у Шопан-ата было двое сыновей: Шахрух-ата (Шагырык-ата) и Исан-ата. У Шахруха в свое время родилось двое сыновей: Капаш-ата (Капан-ата) и Шахмардан, прозванный Шакпак-ата за свои способности с легкостью извергать огонь из камня, огнем испепелять врага. Что касается времени жизни суфия, то мнения исследователей разнятся: академик Медоев утверждал, что Шакпак-ата жил в IX веке. Бартольд придерживался мнения, что суфий жил во времена правления Узбек-хана, который правил с 1312 по 1342 годы (XIV век). В научных трудах Берга и Эверсмана, которые большое значение уделяли истории Мангистау, было указано, что Шопан-ата был учеником Ахмеда Яссауи. После обучения в туркестанском медресе он возвратился на родину, в Мангистау, женился. У него было двое сыновей и дочь Тергенбиби. Умер суфий в 62 года, в 1182 году. Таким образом, получается, что если Шопан-ата жил в XII веке, то его внук Шакпак-ата – в XIII-м веке. То есть предположения Берга и Эверсмана наиболее достоверные.

Так или иначе, но Шакпак-ата, последователь учения Ходжи Ахмеда Яссауи, относится к числу 360 святых, почитаемых в Мангистау. Легендарны имена всех этих святых. Бытует вот такая легенда о Шакпак-ата. Шел однажды суфий мимо одного аула и стал невольным свидетелем нелицеприятной семейной сцены: муж избивал свою жену. И причина тому бездетность. Шакпак-ата незамедлительно вступился за несчастную. То ли в знак благодарности и признания, то ли от нежелания продолжать жить в вечных унижениях, женщина пошла за Шакпак-ата. Говорят, в том безжизненном месте, где они остановились, стали пробиваться из-под земли родники, как из ведра лить дожди. И люди потянулись сюда с надеждой, что здесь отыщут снадобье от своих бед и лишений.

По сей день эти места окружены особым ореолом таинственности и загадочности. Какая-то особенная тишина и покой обволакивают путников  своими объятиями.

В местах активного паломничества в последнее время замечена мирская суета, а здесь - ни души. По вымощенным ступенькам можно спокойно пройти и обозреть мечеть снаружи и внутри. Поднимаясь в скалистую мечеть, можно услышать, как в отдалении, в низине, ухает филин.

Подземная мечеть Шакпак-Ата вырублена в горной меловой скале. Известно, что суфии, укрывавшиеся в этой пещере, практиковали лечебную магию. Помогали приходившим сюда людям избавиться от болезней. Для этого они оставляли заболевшего человека в пещере на ночь. Считалось, что в течение ночи на больного спустится благостный дух и болезнь обязательно отступит. И до сих пор люди приезжают сюда с надеждой исцелиться от недугов.

По утверждению археологов, мечеть построена  в IХ-Х вв. Имя ей дано в честь суфия Шакпак-ата, который жил здесь со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он был затворником и больше не покидал свою подземную обитель.

Ярким проявлением камнерезного кочевого искусства  является подземная мечеть Шакпак-Ата. Вход в пещеру оформлен в виде портальной арки, вблизи которой руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. В каменной пещере имеется несколько каменных комнат. Руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. В каменной пещере имеется несколько комнат. Основная зала увенчана массивными  колоннами, поддерживающими свод зала. В центральной части свода - световой колодец,  украшенный декорами. В западном крыле мечети устроена михрабная ниша и маленькие кельи для уединения отшельников. Стены  помещений мечети и  портала, а также ниш для захоронений испещрены разновременными надписями, контурными изображениями лошадей, всадников, быков, раскрытых  ладоней,  растительных узоров.  Среди надписей выделяется суфийское стихотворение о бренности этого мира и кратковременности  жизни. Необычны наскальные изображения ладоней. Ислам традиционно запрещал изображать людей или части их тела. А тут рисунки раскрытой человеческой ладони встречаются в нескольких местах. Сегодня, посылая близким и родным в письмах рисованные ладошки, мы пытаемся донести теплый привет, вроде бы из рук в руки. В прошлые же века изображение ладони считалось суфийским оберегом, защищающим священное место и всех сюда входящих от нечистых сил. Надо сказать, что этих знаков предостаточно и на внешней стороне мечети, вырубленной в скале. Эта кисть встречается во многих священных местах не только Мангистау. Научная трактовка такова: дочь пророка Мухаммеда Фатима семнадцатой приняла мусульманскую веру. Символом праведности считается эта кисть, увековеченная на государственных флагах Туниса, Алжира и Марокко. Люди чтут Би-Фатиму и в Казахстане. Муж ее, Хазрет Хали, тридцать первым принял ислам. Он многое сделал для распространения мусульманства на кавказской земле.

Изображение ладони может означать прикосновение, энергетический обмен. Это характерно для лечебных традиций в язычестве. Если наскальные рисунки отнести к языческому периоду, то можно смело предположить, что первые обитатели появились здесь около двух тысяч лет назад. Обнаружены также арабские иероглифы, которые в переводе читаются: Башим Мухаммед, Баки Хафиз, Башим Бердимухаммед... Есть предположение, что это перечисление имен сорока учеников суфия, которые похоронены в окрестности мечети: где они умирали, там и были воздвигнуты мемориалы.

Природа и та оставила свои тамги в этой местности. На известняковых скалах, будто каменные сосульки, потеки каменных пород сохранились в вечности. В других местах, словно дождевые капли на песке, запечатлены каменные узоры. Филигрань каменных сплетений – особенность этих мест, ваятель которых мастер-Ветер. 

Проходы в пещере изгибаются и петляют, поднимаясь винтовыми каменными лестницами вверх. Свод центрального зала, где раньше совершалось основное чтение молитв, венчается круглым отверстием. Сверху скалы-пещеры, в которой выбита мечеть, построено здание, давно забывшее проворные руки строителей- реставраторов.

    Если смотреть на древнюю мечеть Шакпак-Ата сверху, то можно обратить внимание, что она имеет форму латинского креста. Вот этот самый крест вырублен в склоне каменного мыса между двух оврагов, спускающихся по склону горы Унгазы. Каждый из концов креста указывает на одну из сторон света. Крестовидная планировка позволяет высказывать предположение о ее строительстве в до- исламский период.

Бытует такая легенда: «Однажды Чахмаг-ата по окончании молитвы уснул в мечети. В это время грабители, кочевавшие поблизости, подошли к мечети с целью ограбить. Обнаружив крепко запертые двери и не сумев их разбить, они решили сделать подкоп. Тогда мюриды взмолились: «О, Чахмаг-ата, помоги!» В ту же минуту копавшие превратились в камни...»

На вершине горы Имеди в Каратау есть святое место, называемое Сахабия (облачный). Аксакалы говорят, что Чахмаг-ата туда взошел по облаку. Однажды ему пришлось спасаться от преследования врагов. Но наступило время молитвы. Несмотря на угрозы жизни, он остановился. Выбрал большой камень, взошел на него и стал молиться. Молился ровно два года, не замечая времени. На этом камне по сей день видны следы ног, рук, лба и носа. По прошествии двух лет пришел враг и отрубил в глубоком овраге, в урочище Кунан-Су,  ему голову. Чахмаг-ата, взяв отрубленную голову подмышку, исчез. И по сей день жива память о нем в народных преданиях.  

Что же касается мечети, по обе стороны у входа в нее выбиты в скале пещеры-захоронения, возможно, учеников Шакпак-ата или близких ему людей. Где именно захоронены мощи самого суфия, доподлинно неизвестно. Это заставляет ко всем захоронениям относиться с особенным трепетом и вниманием.

Некоторые ученые утверждают, что основное назначение этого самого святилища – врачевание. Не исключено, что служители этого места составляли какой-то монашеский орден, лечащий больных. Сохранились легенды прихожанок, записанные путешественниками XIX века. Согласно этим легендам, сюда приходили, в основном, женщины, страдающие бесплодием. И вроде бы большое значение в их излечении имел лунный свет, используемый в лекарских целях служителями мечети. Сюда стремились и больные мужчины с недугами глухоты, слепоты и немоты. Они не только находили покой в душе, но и освобождались от заболевания. Легенда ли это? Трудно сказать, тем более что достойных служителей, некогда здесь живущих, вряд ли сегодня найдешь.

Подземные мечети, вырубленные в скалах природного ландшафта края, считаются особо почитаемыми святыми местами. И стены здесь – не просто камни, они были свидетелями многих великих деяний.

Приди сюда, путник, поклонись. 

Посадив гостей за богатый стол в своем доме, аксакал, прочитав молитву, ведет рассказ о тех древних и великих временах:

-Черные тучи печали спустились с небес на селение Караман-Ата после смерти сорока воинов. Груз предательства непосильной ношей прижимал людей к земле. Тяжесть обмана не позволяла поднять головы и смотреть друг другу в глаза. Как жить, если среди них есть слабые духом? Как радоваться жизни, если есть обман? Как спокойно спать, не веря друг другу?

И тогда созвали совет, чтобы решить, что делать дальше. Долго спорили люди, много передумали, но единого решения не могли найти. Глядя на это, спустился к ним Аллах и повелел:

– Разойдитесь по священной земле Мангистау, живите в мире и согласии. Селитесь дальше, но будьте ближе. Молодые воины будут охранять ваш покой. И пусть называют ваш народ вольным, что звучит на тюркском, как казах.

Так, по велению Аллаха, встали юрты аулов по всей земле Мангистау. Отряды славных джигитов охраняли их. Во время великих тоев весь народ собирался вместе, чтобы отметить праздник и на состязаниях выбрать самого ловкого, сильного, мудрого и веселого юношу.

МЕЧЕТЬ ШАКПАК-АТА

Быстро приумножался народ  Мангистау.  Мудрости и свободе учила  их священная земля. Вместе с тем росла и ненависть врагов к вольным людям. Больше всего  они стремились  уничтожить  селение  Караман-Ата, которое учило  людей дружбе , доброте , и мечеть Шакпак-Ата, несущую мудрость и силу. Зависть и злоба  душили разбойников, но  Аллах справедливейший  не позволял обидеть свой любимый народ.

Однажды враги коварством и обманом  ворвались в район мечети  Шакпак- Ата. Они рубили мечами беззащитных детей , а оставшихся  в живых  загнали в мечеть и завалили вход  тяжелыми камнями. Устроив засаду, враги  ждали возращения  отряда молодых воинов и смеялись над  изнемогающими от голода детьми. Плачущие небеса стремились напоить дождем узников . Ветер выдувал скалы, чтобы освободить их из заточения. Природа всеми силами помогала бедным детям. Голодные, они увидели ползущую к ним змею.

-Не падайте духом, –  сказала змея. – Возьмите  в руки все, что найдете и рубите камень. С другой стороны, недалеко от входа , вы встретите отряд молодых воинов. Предупредите их о засаде.

Несколько дней и ночей  обессиленные детишки рубили скалы. Раны на руках их плакали кровью. Глаза ослепли от пыли. Благодаря Аллаху  всесильному проход  был прорублен, но он был таким маленьким, что пробраться сквозь  него мог только самый маленький из  затворников. И тогда встал из могилы Шакпак-Ата, ударил посохом о проход и превратил  его  в волшебный. Любой честный человек мог теперь выйти, не сгибаясь, тогда как, для бесчестных он оставался непроходимым.

Выскочили детишки и успели предупредить  отряды воинов о засаде. Как ветер ворвались  джигиты в лагерь врагов, а уничтожив, оставили их тела на растерзание  диким зверям. И  по сей день, люди посещающие  мечеть Шакпак-Ата, выходя, восхваляют смелых воинов и дух Шакпак-Ата.

База данных защищена авторским правом ©kk.convdocs.org 2012



Великое множество легенд и поэм сложено об этом удивительном человеке. Богатырь, защитник своей земли и своего народа, мудрец, наделенный даром ...

Перейти к новости  

Беке́т Мырзагу́л-улы́ (каз. Бекет Мырзағұлұлы), более известный как Бекет-ата́ и Пир Бекет (каз. Пір Бекет, 1750—1813) — ...

Перейти к новости  

По автотрассе, ведущей из Актау в Тупкараганский район, высится столб с надписью «Саура», а дальше, как в сказке, три дороги: налево, направо и ...

Перейти к новости  

Долгая, почти трехчасовая дорога в Шакпак-Ата позволяет внимательно созерцать пустыню. На многие километры распростерлась она, перерезанная следами ...

Перейти к новости  

В далеком туркменском селении жила прекрасная Кыз. Трава выравнивалась, чтобы взглянуть на нее, когда она проходила мимо. Вода в реке замирала, чтобы ...

Перейти к новости  

В преданиях мангистауской земли сохранилось упоминание, что здесь жили, проповедовали и были похоронены 360 суфиев, причисленных местным населением ...

Перейти к новости  

Украл однажды туркмен у казаха лошадь. Зная, что творит неверное, решил туркмен замолить свой грех и отправился к Бекет-ата. Казах, лишившись ...

Перейти к новости  

Караман-ата (Кахарман-ата) был одним из трехсот миссионеров, приехавших на Мангышлак распространять суфизм. Легенды разных народов несут и разную ...

Перейти к новости  

Когда иссякла река, невозможно посчитать волны на ее просторах. Как невозможно по прошествии времени отличить некоторые исторические события от ...

Перейти к новости  

На святых местах и горы преклоняются. Казахская пословица Много историй и легенд о Ширкале известно местным жителям. Сказанное далее имеет ...

Перейти к новости  

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 30 31 13

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:30
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30

Понедельник - выходной

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть