• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/1
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:30
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30
    Понедельник - выходной

Культура и искусство

Ювелирное искусство Мангистау

   Традиционное прикладное искусство нашей национальной культуры развивается вместе с историей и национальным самосознанием народа. 

Ювелирное искусство, берущее свои корни из глубины веков, одна из ярких и  изящных  видов прикладного искусства. Она является и передающимся из поколение в поколение, от наставника  к ученику имеющим свои сокровенные  тайны священным и почитаемым искусством и уважаемой  профессией.                                                                                                                                   Собранная в фондах Мангистауского областного историко-краеведческого музея коллекция национальных ювелирных изделий является показателем высокого уровня развития  ювелирной школы этого края. Этому есть и свои причины: если даже на брать во внимание все остальное: и ученые, и реставраторы исследовавшие орнаменты на одежде  сакского воина  жившего вҮвеке  до нашей эры пришли к выводу, что они схожи со знаками  на петроглифах Мангистау. Во время археологических раскопок на территории таких исторических памятников Мангистау  как Тюбеджик, Коскудук, Кызылкала археологии обнаружили украшения относящиеся  к очень раннему периоду, что еще раз доказывает о развитии ювелирного искусство в Мангистау еще в те далекие времен. Зергеры на высоком уровне освоившие методы штамповки, гравировки, чеканки, литья, насечки, филиграни, чернения, зернения, скани по золоту, серебру и бронзе достигли  мастерства до такой степени, что браслеты, нагрудные украшения, ожерелья, застежки, пояса адайского образца, являются уникальным наследием концаХҮІІІ и начала ХІХвеков в Санкт-Петербургском этнографическом музее народов Востока. Некоторое из них были оставлены в свое время в городе Оренбург. Часть из них – образцы национальной одежды и ювелирных изделий Мангистау были переданы в Центральный Государственный музей РК и музей искусств А. Кастеева. Искусствоведы А.Л. Мелков и А.Н. Четыркина, удивленные уникальным богатством, признавали: «Серебряные ониржиеки (нагрудные украшения), алка (Ожерелья), шашбау (накосники) адайских женщин являются чудесным произведением прикладного искусство».  В этих уникальных произведениях ювелирного искусства сохранилось мастерство и свой неповторимый почерк знаменитых мангистауских зергеров: Сартая, Сегизбека, Изкары, Есета, Кобея, Сенгирбека Мурына, Закира Надирбека, Марта Назарова, Беккожы Коштаева, Кумбетбая, Атаншы, Кадырбая, Конарбая.

Среди мангистауцев сохранились предания о знаменитом мастере Мурыне Сенгирбаеве (1859-1954г.г.) - резчике, ювелире, архитекторе, сказителе, со слов которого записан героический эпос "Сорок батыров Крыма". Мурын в молодости изготавливал длинные ружья, сабли, массивные браслеты и перстни в полихромном стиле. Черты этого стиля сохранились, к примеру, в изделиях потомков мантистауского мастера Кулмурзы Отегенова (род. в 1895 г.)

Выдающийся мастер Мангистау - резчик, ювелир, архитектор и строитель мавзолеев Бекпенбет. Его ювелирные работы из серебра и золота можно увидеть и в Атырауском областном историко-краеведческом музее. В сохранении традиции полихромного стиля и развитии ювелирного искусства велика роль самого Бекпенбета, его сына Назархана и родственников Борана, Шаншара и Тауасара.

Ювелир Журасов Жубаназар (1912-1986 г.г.) родился в поселке Курык Мангистауской области, был одним из известных зергеров, наряду с тем к нему за плмлщью обращались душевнобольные люди.

Мәденов Мырзабай

 Родился в 1955 году в п. Баюле Хобдинского района Актюбинской области. Художник-оформитель , график, ювелир. В 1980 г. году окончил художественно-графический факультет педагогического института им. Абая в г. Алма-Ате, преподавал, а затем заведовал художественным отделом Актюбинского культпросвет училища.  В 1982 г. переехал в Мангистау, где работал главным художником городского отдела культуры, а затем КДК им. Абая. Учавствовал в городских выставках живописи и  графики. Активная творческая работа, в особенности с металлом, ощущение разнообразности форм и методов привели к созданию необычных, оригинальных произведений. Основной обьект художественных искуний М. Маденова – казахское прикладное искусство. Тонкость и эстетика, красота и лаконизм его работ восхищают своим предназначением и создают условия для создания новых форм.

Оразов Сагидолла

Родился в 1974 году в п. Кызыл-Тюбе Мангистауской области. Художественное образование получил в стенах государственного педагогического университета имени Абая в Алматы, на факультете изобразительного и декоративно-прикладного искусства, который успешно закончил в 1995 году.  С 1990 г. работает ювелиром в АО "Мангистаутурмыс". За эти годы С.Оразов по своим авторским проектам выпустил много амулетов и браслетов, сережек и колец, перстней и накосников, серебряных шкатулок. Ему довелось отреставрировать, а затем сделать копию мужского пояса XVIII века – кожа с набором серебряной чеканки. Удивительно красивая работа! Филигранное мастерство! 

Из книги "Мангистауское традиционное прикладное искусство" , Алматы. - 2001 г.  



Все более заметным явлением нашего общества становится возрождение духовных ценностей, почти забытых религиозных традиций, внимани

Перейти к новости  

Ювелирное искусство, берущее свои корни из глубины веков, одна из ярких и  изящных  видов прикладного иск

Перейти к новости  

С давних времен население Мангистау в своей повседневной жизни широко использовало продукцию скотоводства и развивало в своей среде

Перейти к новости  

«На мертвой мангышлакский земле, где могут жить одни лишь камни, сохранились следы высокой культуры. Остатки цветущей эпохи Мангышлак

Перейти к новости  

В Мангистауской области находятся уникальные археологические и исторические памятники, сохранившиеся со времени процветания этой ст

Перейти к новости  

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 30 31 13

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:30
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30

Понедельник - выходной

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть