• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/1
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:30
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30
    Понедельник - выходной

Занимательное чтение

Занимательное чтение

Хорошо, когда книга присутствует в жизни ребенка с первых дней. Если родители читают ему, пока он совсем маленький, он привыкает к этому и книга  уже никогда не станет для него новым и непонятным предметом. Кроме того, чтение поможет ему в развитии речевых навыков.  А читающие родители - лучший стимул для появления у ребенка заинтересованности.

Действуем поэтапно

До года. В возрасте полугода у ребенка появляются первые книжки-малышки. Как правило, они небольшого размера и изготовлены из плотного прессованного картона. Он с ними играет и познает при помощи книжек и ваших комментариев окружающий мир. Важно на этом этапе дать ребенку возможность изучить книгу опытным путем: полистать, потрогать, он обязательно захочет попробовать её и "на зубок". Храните книжки отдельно от погремушек и игрушек и доставайте их на время чтения, чтобы ребенок понимал разницу между игрой и чтением. 

Год - полтора. В это время многие дети с удовольствием слушают  игровые стихотворения потешки и народные сказки которые построены в основном на принципе повторения одного и того же действия. ( "Теремок" "Репка" " Колобок" и пр.) 

Полтора - три года. Сейчас детям можно читать игровые авторские стихотворения, они будут с удовольствием  слушать, особенно если книги будут яркими и красочными, а вы читаете их, играя интонацией. 

От трех лет.  После трех лет в детях просыпается познавательный  интерес - в этот период им интересны детские энциклопедии. Направленность часто зависит от личных увлечений ребенка (машины, динозавры, насекомые и др.).

Постарайтесь сохранить практику совместных чтений даже после того, как ребенок научится читать самостоятельно, просто выбирайте книги чуть сложнее, часть которых он сможет прочесть сам. Это развивает хорошие навыки чтения - детям необходимо слушать, как правильно читают взрослые. 

 В любом возрасте для ребенка важно участие родителей в чтении. Хорошо, если будут читать все члены семьи - то мама и папа, то бабушка, а может, и старшие братья-сестры. Исследования показали, что родители, которые часто читали со своими детьми в детстве, имеют более близкие отношения с ними в более старшем возрасте.

Как заинтересовать детей чтением?
  • Покупайте книги, дарите их близким и принимайте в качестве подарка.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы ( в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
  • Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые ещё не умеют читать.
  • Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежности для рисования и детского творчества, поход в музей или зоопарк, билеты в  театр.
  • Устраивайте вечера, посвященные любимым книгам.
  • Если малыш не видит книг в руках мамы и папы, если вместо сказки на ночь ему предлагают мультик, если дома нет библиотеки, маловероятно, что он потянется к чтению.
  • Нелепо заставлять ребенка читать силой и тем более наказывать чтением ("Получил двойку - теперь читай 20 страниц"). Что, кроме отвращения к литературе, это может привить?...
  • Если малыш уже научился читать, но предпочитает слушать вас, не отказывайте ему в этом, лучше периодически прибегать к хитростям. Например, на самом интересном месте вдруг "вспомните" о неотложном деле и предложите ребенку дочитать страничку или главу самостоятельно. А иногда можно поменяться ролями, пусть дочка или сын почитает вам, а вы послушайте.
  • Чтобы программные произведения не вызывали у школьника отторжения, предваряйте их изучение интересными комментариями на тему. Вы можете заранее рассказать что-то малоизвестное об авторе, познакомить с увлекательными событиями произведения или вместе посмотреть спектакль (фильм), поставленный по нему, а потом сравнить с книгой.
  • Как привить любовь к чтению? Рекомендации по организации детского чтения
  •  1. Выбор книги

    1. Попробуйте найти жанр, который понравится вашему ребёнку. Волшебные сказки или юмористические рассказы, экзотические приключения или повести о ровесниках: пусть он выберет то, о чём ему интересно читать. Возможность сделать самостоятельный выбор, проявить свою индивидуальность будет приятна ребёнку и свяжет для него чтение со свободой, а не принуждением.

    Посетите вместе библиотеку или книжный магазин, понаблюдайте, что вызывает его интерес, а что отталкивает. Возможно, какие его предубеждения удастся рассеять.

    2. Заинтересовать ребёнка чтением можно и с помощью необычного вида книга. Это могут быть, например, книги с «объёмными» иллюстрациями (когда вырезанные изображения «встают» со страниц книги), или книги, рассчитанные на чтение в стереоочках.

    Комиксы – тоже интересный книжный жанр, объединяющий литературу и изобразительное искусство. Возможно, ребёнку будет легче начать своё самостоятельное чтение с комиксов.

    Вообще, любая детская книга должна быть хорошо оформлена. Обращайте внимание на качество бумаги, полиграфии, читаемость текста (гигиенические нормы для начинающего читателя подразумевают маленькое количество переносов и строчных букв, крупный и чёткий шрифт). Хорошая книга будет оформлена и проиллюстрирована так, чтобы обогатить и облегчить восприятие печатного текста.

    3. Немаловажна длина произведения. Маленький ребёнок не в силах долго удерживать внимание, особенно если он воспринимает совершенно новую информацию, и его интерес снижается. Зато осознание того, что текст прочитан от начала до конца, даёт ребёнку позитивные впечатления и повод для гордости.

    4. Увлечь ребёнка книгой-бестселлером или книгой по известному фильму – тоже возможный вариант. Такую книгу можно обсудить с друзьями, и это значимо для ребёнка. К тому же, к ней обычно продаются раскраски или мягкие игрушки; это тоже привлекательно для него.

    2. Организация чтения:

    1. Сделайте книги доступными для ребёнка. Пусть они лежат везде, где есть вероятность появления минуток, в которые нечем себя занять. И, конечно, важный шаг в привитие читательской культуры – создание домашней библиотеки. Пусть ребёнок поучаствует в выборе места для неё, или в расстановке книг на полках.

    2. Даже когда ребёнок научился читать сам, необходимо продолжать иногда читать ему вслух.

    Читатель начинается с собеседника и слушателя. Для детей младшего школьного возраста слушание является важной составляющей «понимающего» чтения. Взрослый посредством выразительного чтения формирует правильность восприятия текста ребёнком. Он обращает внимание на важные детали, имеет возможность повлиять на морально-нравственную оценку произведения.

    3. Очень важно обсуждение с ребёнком прочитанного произведения. Это помогает ему запомнить то, что он услышал/прочитал, разобраться со своими впечатлениями. Кроме того, учит высказываться о прочитанном и выражать свои мысли и эмоции. А ещё это даёт возможность родителям поговорить с детьми о каких-то важных темах, затронутых в книге. Если вы покажете свою заинтересованность в личности ребёнка и его личном мнении, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.

    4. Большой простор и для углубления восприятия произведения, и для укрепления отношений в семье, и для увеличения интереса к чтению дают творческие работына основе прочитанного. Это могут быть рисунки или поделки, а может быть разыгранная с домашними сценка или импровизированная викторина.

    5. Самое главное – органично встроить книгу в вашу семейную жизнь. Пусть станет традицией чтение на ночь, чтение после обеда, совместное чтение, чтение с младшими в семье, чтение в дороге, на даче или в путешествии; покупка новых книг всей семьёй и посещение книжных праздников и фестивалей – тоже хорошая семейная традиция.

    6. Попробуйте увлечь ребёнка ведением читательского дневника. Ему понравится собирать свою «коллекцию» прочитанных книг. Его можно наполнять понравившимися фразами из книги, собственными рисунками, распечатанными картинками или наклейками. Такой дневник можно будет, например, показать ребятам в классе.

    Маленькие секреты:

    • Читая ребёнку вслух, остановиться на самом интересном месте, а на следующий день спросить: «И что там было дальше?»
    • Оставить книгу, которая (как вы предполагаете) заинтересует ребёнка, на видном месте. Пусть ему кажется, что он стал читать её по собственному желанию, без подсказки (отчасти так и будет).
    • Разрешите читать в постели, хоть это и не приветствуется. Скажите ребёнку, что он должен ложиться в определённое время. Однако он может либо спать, либо читать. Обычно дети выбирают чтение.
    • Не заставляйте ребёнка дочитывать книгу до конца, его она ему неинтересна. У него должно быть ощущение свободы, которую даёт чтение.
    • Вспоминая содержание прочитанной вместе книги, специально измените факты, чтобы проверить, запомнил ли его ребёнок.

    3. Личный пример:

    Для того, чтобы ребёнок читал (или хотя бы не испытывал к чтению как таковому пренебрежение, что очень помешает ему в учёбе), необходимо, чтобы домашние были для него в этом примером. Обратите внимание, не говорите ли вы при ребёнке о ком-то, что он «скучный ботаник» или не отзываетесь плохо о ком-то, кто «уткнулся в книжку и сидит». Уважение к книге – это тот уровень внутренней культуры, которому нельзя научить, его можно только незаметно для себя впитать из окружающей среды: семьи, школы.

    Откажитесь иногда от других дел и займите это время чтением книги (не журнала). Ребёнок должен видеть, что вам это нравится. Возможно, у него возникнет любопытство: от чего вы получаете такое удовольствие?

    Обсуждайте прочитанную книгами с другими членами семьи. Пусть ребёнок видит ваш интерес к прочитанному. Покажите ему, что может заинтересовать в книге.

    Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши впечатления.

    4. Объяснение целей чтения:

    Многих детей отвращает от чтения обязательная программа по чтению в школе. Ребёнок говорит «я и так много читаю!» или даже «надоели эти книжки, опять какая-нибудь скукотища». Конечно, на уроках учителя стараются увлечь детей проходимым материалом, но это не всегда удаётся, хотя бы потому, что это – «обязаловка».

    Но необходимо показать ребёнку, что чтение – это не только выполнение домашнего задания, что можно найти что-то, что будет интересно лично тебе, и такие книги найдутся для каждого. 

Продолжение следует... 



Мы всегда с легкостью находим, что почитать самим. Но, когда речь заходит о литературе для детей, вся наша фантазия быстро улетучивается. Меж тем на ...

Перейти к новости  

Nobelpriset i litteratur) — престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Одна из пяти Нобелевских ...

Перейти к новости  

Хорошо, когда книга присутствует в жизни ребенка с первых дней. Если родители читают ему, пока он совсем маленький, он привыкает к этому и книга  уже ...

Перейти к новости  

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 30 31 13

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:30
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30

Понедельник - выходной

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть