• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/1
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:30
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30
    Понедельник - выходной

Культура и искусство

Изобразительное искусство Мангистау

Изобразительное искусство Мангистау

Все более заметным явлением нашего общества становится возрождение духовных ценностей, почти забытых религиозных традиций, внимание к культурному наследию. И в этой ситуации художники могут и должны быть созидателями и носителями духовных и нравственных ценностей, без которых предмет искусства остается просто предметной данностью.

 На смену старшему поколению художников, для которых Мангышлак стал родиной и чью летопись они писали вместе со строителями, буровиками и нефтехимиками, подрастает молодая поросль, выпестованная уже местными, профессиональными кадрами.                          В Мангистауской области с каждым годом становится все больше учебных заведений, среди которых - школы и колледжи искусств. Ими - молодыми - будет написана еще одна яркая страница истории края. (Из книги "Мың бояулы Маңғыстау-Художники Мангистау". Алматы,2001)

Важным событием для художественной жизни города стало открытие  в 1975 году выставочного зала, который взял на себя задачу по пропаганде изобразительного искусства и являлся филиалом алмаатинской Дирекции передвижных художественных выставок. А поскольку в городе не было отделения Союза художников и мастерских Художественного фонда, выставочный зал стал и местом объединения мангистауских художников. В 1976 году а его стенах состоялась первая выставка местных художников. Многие из тех, кто стоял тогда у истоков объединения, уехали. Среди них художники Сергей Титов, Сергей Завьялов, Ильгиз Юнусов. 

К жанру пейзажа обращаются почти все мангистауские художники. Не только пески, но и  причудливые скалы, горные каньоны, шарообразные конкреции - все это дает неисчерпаемый материал. Цветовые контрасты, ритмы очертаний, безмолвие космоса звучат в пейзажах А.Аносова ( "Каратау", "Карагие", "Шеркала") и А.Беккера ( "Жара", "Мираж"), придавая им символическое звучание.

После тишины пустыни, которая кажется застывшим временем, море притягивает к себе вечным движением. Это еще один неисчерпаемый источник вдохновения. Жанру "марины" отдают предпочтение художники С.Аксенов, П.Алатырев, В.Шевляков, в пейзажах которых буйство морской и небесной стихий завораживает многообразием красок. В лирическом пейзаже, где успешно выступают такие живописцы, как В.Коршун, молодые Ермакова И.,Кухтин П.,Менченко Ю., преобладают камерность, тонкая нюансировка чувств и состояния природы.

Чертами "мифологизирующего" направления, основой которого является опора на миф, на архетипность образов, которые восходят к универсально-константным началам человеческой природы, отмечено творчество художников А.Кулбая и Б.Бакибаева.

Древняя земля Мангистау богата святыми местами, среди которых известна подземная мечеть святого Бекет-Ата в местечке Огланды. В 2000 году в Мангистауской области широко отмечалось 250-летие этого мудреца-просветителя, суфия, которым собственноручно было вырублено 4 скальных мечети для служения и просвещения. Эта тема нашла свое отражение в творчестве К.Курбаниязова, А.Кулбая, М.Жумагалиева и др.

Айтбай Конысбайулы

Родился Айтбай  Конысбайулы Кулбай 24 апреля 1958 году в Туркменистане, на станции Лабак (эта станция названа в честь легендарного казахского батыра Лабака, защищавшего эту землю) Калининского района Ташауызской области. Закончил десять классов в туркменской школе. В 1976 году поступил в Ашхабадское художественное училище имени Шота Руставели, на отделение живописи. Однако сразу поступить не смог, и год проработал слесарем. Эта деятельность дала ему опыт работы с металлом. Но чувство увлеченности искусством ни на миг не угасало в юноше, более того, оно становилось сильнее. Возможно, природный дар был передан ему по наследству: его дед Кулбай, знаменитый борец и гордость рода адай, был известным кузнецом, мастером на все руки, искусно обрабатывал кожаные изделия и был настоящим мастером по сооружению колодцев. А его отцу Конысбаю вместе с мастерством деда был передан дар предвидения. Сбывались все предсказания. Ровесники Айтбая, видевшие его отца, называли его «Сыном великана».

Родственники по линии матери тоже были не робкого десятка. Младший брат матери из рода кожа, Сабыр Кабиев, был искусным мастером резьбы по дереву. Он изготавливал двери, украшенные узорами и орнаментом, вытачивал кольца, серьги, браслеты; мастерски инкрустировал холодное оружие: ружья, ножи, кинжалы. Получается, что творческий дар присущ Айтбаю на генном уровне. Наряду с этим, были и педагоги, оказавшие влияние на формирование жизненных взглядов Айтбая с молодых лет. Их было мало, но какие! На первом курсе педагог Гуля Миляева, туркменка по национальности, научила его чувствовать всем сердцем национальную самобытность культуры, искусства, показывая ему тонкости народных традиций.

Творческие раздумья привели Айтбая не только к изучению изобразительного искусства казахского народа, но и познанию мастерства рукоделия туркменского народа. Поиски дали положительный результат. Молодой художник узнал, что наряду со сходством обычаев и традиций, в видах традиционных ремесел казахов и туркменов, в узорах и орнаментах были и свои различия, раскрывающие чаяния и сокровенные мысли людей.

Когда Айтбай учился на втором курсе, на него оказала большое влияние опытный преподаватель Ирина Георгиевна Пирадова, внучка ссыльного ученого. Ирина Георгиевна оценила этюды Айтбая, где были изображены Ашхабадские горы. Ее похвала до сих пор искоркой горит в его душе как одна из самых первых и приятных, воодушевивших к дальнейшим занятиям искусством.

После окончания первого курса Художественного училища Айтбай, призванный в ряды Советской Армии, был оставлен в Ашхабаде. Работал художником, рисовал портреты членов Политбюро ЦК КПСС. Благодаря этой работе он прошел школу портретистов и закалил свое мастерство.

С 1881 года Айтбай начал участвовать в художественных выставках Ашхабада. В 1985 году поступил на факультет художественной графики Казахского педагогического института имени Абая в Алматы, успешно закончил его в 1990 году. Вступил в Союз художников Казахстана, а в 1987 году его приняли в члены Союза художников СССР.

В 1986 году Айтбай переезжает на землю своих предков, в город Жанаозен Мангистауской области. Его сразу же назначают главным архитектором города. В 1992 году, после переезда в город Актау, Айтбай открыл частный художественный колледж, позже его расширил, открыв там классы домбры, пианино, прикладного искусства.

Степенью изображения любви к Родине, тоски по родной земле Айтбай Конысбайулы близок Абишу Кекильбаеву. Как будто священная Мангистауская земля дает силу обоим художникам. Тому свидетельствуют картины Айтбая, написанные на основе произведений Абиша Кекильбаева. История, дух мангистауского народа и рода адай, как извечная тема, были основой многих его произведений. Такие картины как «Шанырак», «Юрта молодых», «Беккет ата», «Пирамида Мангистау», «Разговор с эпохой», «На скачках», «Байга», «Раскопки», «Мангистауские тамги», «Камни Мангистау», «Воин Адай», - произведения, подтверждающие времен связующую нить: связь современной жизни с историей.

                   Источник: (Роза Алтынбекова, кандидат филологических наук, доцент).

Аносов Александр Иванович

Родился в 1946 году на ст. Шестаково Воронежской области. Живописец, график, дизайнер. В 1972 году окончил Московское художественное училище. На Мангышлаке с 1972 г. Один из основателей городского объединения художников в 1974 году. Участвовал в создании музейно-выставочного комплекса региона. Участник городских, областных, республиканских художественных выставок. В творчестве Александра Аносова сильны старая, реалистическая традиция русского искусства и новые направления художественного творчества. Обладая прочной профессиональной основой, художник позволяет себе экспериментировать в разных сферах своей деятельности, часто добиваясь высоких результатов. Интуитивно, и в то же время осмысленно движется он по течению своего творчества, расширяя и углубляя его поток.  Работы художника

"Шеркала", холст, масло, 60х87

"Каратау", холст,масло, 60х87

"Краски заката", холст, масло, 60х87

"Весна", 1994г.,холст,масло,90х90

"Дождь",1993г., холст,масло,80х80

"Танец с зонтиками", 1997г. холст,масло,91х91

"Впадина Карагие", 1995г. холст,масло,57х95

"Тарас", 1978г., линогравюра, 41х46

"Здравствуй, утро", 1978г., линогравюра, 40х40 и др.

(Источник: "Художники Мангистау" Алматы,2001г.)

Аксенов Станислав Васильевич

Родился в 1946 г. в г. Новосибирске. На Мангышлаке с 1978 г. В 1985-1988 гг. работал в городской художественной мастерской. С 1980 г. - участник городских, областных и республиканских выставок. Работы находятся в частных коллекциях России, Венгрии, Австралии, Америки, Франции.                 Интересы художника С.А. Аксенова сосредочены на морском пейзаже. Художник пристально изучает натуру, учится у природы, стремясь передать на холсте то, которое по времени, состояние, в котором она достигала своей кульминацией. Стихия моря всегда притягивала к себе людей, будила воображение и мечты. Сколько художников пишет её - но не многим удается передать прозрачность и подвижность воды, игру света и бликов, движение воздуха над морем. "Марина" - коварный жанр. В пейзажах С.В. Аксенова  море всегда узнаваемо, оно наше - Каспийское, штормящее большую часть дней в году. Бережно относясь к натуре, художник никогда не копирует её. Зрительный образ природы преобразуется в его сознании в образ глубоко поэтический. Не отказываясь от точности в передаче пространства и планов, живописец строит свои композиции на гармоничных сочетаниях звучных, сочных тонов.

Работы художника:

 "Преемственность",2000 г., оргалит, масло,35х55

"Брызги Каспия", 2001 г., холст,масло,51х61

"Каспий - заход солнца", 2001 г., оргалит,масло,25х39

"Дубки на балконе", 2001 г., холст,масло,50-60 и др.

(Источник: "Художники Мангистау" Алматы,2001г. )

Алатырев Павел Петрович

Родился в 1935 году в Мордовии. Живописец. В 1972 г. окончил Всесоюзный заочный народный университет искусств им. Н.Крупской. На Мангышлаке с 1974 г. В 1986-1995 гг. работал в городской художественной мастерской. Участник всесоюзных и республиканских выставок самодеятельных художников в г. Москве и г. Алма-Ате. С 1984 г. участник городских и областных выставок. В 2000г. состоялась персональная выставка к 65-летию. Работы художника находятся во Дворце Президента Н.Назарбаева в Астане, в частных коллекциях в Казахстане, России, США, Германии, Голландии, Италии,  Израиле.

  У каждого художника есть свои любимые, близкие ему темы, свой круг вопросов, которые он решает в течении многих лет, основываясь на определенном жизненном материале. В этом плане пристрастия П.П. Алатырева сосредоточены на сюжетной картине. В них нашли отражение грандиозные события нашей эпохи, очевидцем которых стал художник - эхо Отечественной войны, начало космической эры, период перестройки и гласности, парадоксальные реалии конца ХХ века. Но и явления бытийного характера не ускользают от внимания - дом, семья, жизнь любимого города. Тщательно, с любовью к деталям, пишет художник биографию своего времени. Он ценит красоту и естественность происходящего, старается сохранить непосредственность увиденного.

Работы художника 

"Раздумье", 1999 г., холст,масло, 77х77

"Хождение к Святой горе", 2000г., холст,масло,100х81

"Разрушение разума", 2000г., холст,масло,60х98

"Над вечным покоем", 2000г.,холст, масло,67х87., 

"В период перестройки",1988г., холст,масло,74х90 и др.  

Байекеев Бергали родился в 1953 годув Мангистауской обл. Закончил факультет графики и живописи Всесоюзного заочного народного универсисета искусств им. Н.К.Крупской в Москве. Первые работы были опубликованы в журнале "Балдырган" и в газете "Улан". Несколько раз был награжден  Почетными грамотами, дипломами республиканских и центральных издательств, на Всесоюзном фестивале художников "Отечество моё" завоевал призовые места. Имеет диплом I и II  степени от газеты "Правда".На республиканском изобразительном конкурсе журнала "Ара-Шмель" был удостоен звания лауреата. На конкурсе искусствоведов журнала "Парасат"  стал обладателем  1-го места. Картины Б.Байекеева находятся в Московском концертном зале, "Голубом зале"газеты "Комсомольская правда, в выставочном зале г.Атырау. Он впервые нарисовал жизненно-полнокровные портреты народных героев Тобанияза, Куныскерея, Героя Советского Союза Б.Калиева.  Б.Байекеев - первый живописец нашего края, который опубликовал свои рисунки на страницах центральных издательств. Б.Байекеев сделал художественное оформление  книг "Карашанырак", "Айназар" . " МекенІм - Мангистау", " Жетіген", " Канды-кош".

Работы художника:

"Мать-Земля", бумага, тушь, перо, 11х14

"Едиль и Яик" ( "Волга и  Урал") , бумага, тушь, перо, 10х20

Иллюстрации к стихам поэта Сабыра Адая, бумага, тушь, перо, 15х21

"Восход Наурыза", бумага, тушь, перо, 12х18

"Древности четырех сторон света" , бумага, тушь, перо, 13х9

"Камни-грибы", бумага, тушь, перо, 13х9

Кушер Байгазыулы родиля в 1957 году в ауле Жынгылды Мангистауского района. В 1974 году закончил среднюю школу, в 1975 году поступил на факультет черчения и изобразительного искусства Чимкентского педагогического института. 10 лет работал в Мангистауском и Каракиянском районах учителем рисования, открыл классы изобразительного искусства, преподавал теорию и практику художественного мастерства. Его первой крупной работой является памятник Алшыну Мендалыулы, установленный в 1994 году в г.Актау. Следующими работами стали: памятник Тобаниязу Алниязулы (1995), памятник жертвам политических репрессий(1996) в г.Форт-Шевченко, памятники Жалау Мынбайулы и Досан-батыру в пос. Шетпе (1997-1998). В 2000 году Байгазыулы создал  памятник поэту Кашагану в г.Актау. Также он является автором бюстов Абиша Кекильбаева, Есбола Умирбаева, Мустафы Шокая, Маршала Абдыкалыкова, Саду Нурниязулы и др.

Бархоянц Валентина Ервандовна родилась в г. Баку (Азербайджан). Закончила Азербайджанский педагогичекий институт языков имени М.Ф. Ахундова по специальности преподаватель русского языка и литературы. С детства увлекалась рисованием. С 1995 года работает в историко-краеведческом музее г. Актау. Автор оригинальных работ, в частности, композиций из морских ракушек. Её произведения выставлялись во многих городах России, Баку и Ереване, а также в г. Актау.

Работы: "Вдохновение", 2000 г. ракушки, 31х41

"Роза", 2000, ракушки h=49

"Корзинка", 2000, ракушки, d= 45

"Розы Мангистау", 2000, ракушки, 31х41

"Совята", 2000, ракушки, h=49

Базарбаева Шолпан Бисенкызы родилась в 1982 году в г. Актау. После окончания 9 классов казахско-турецкого лицея, в 1997 году поступила  на отделение изобразительного искусства Мангистауского областного гуманитарного колледжа, который закончила с красным дипломом.Участница многих городских, областных, республиканских выставок, где занимала призовые места. Своеобразие стиля работы говорит о талантливости молодой художницы.

Работы художника: "Щенок мой", 2001, бумага, акварель, 19х30

"Портрет  мамы", 2001, бумага, гуашь, акварель, 22х35

"Голуби", 2001, бумага, гуашь, акварель, 22х35

Бакибаев Булат родился в 1973 году в г. Актау. Живописец, график. В 1995 году окончил Государственный университет им. Абая, художественно-графический факультет. С 1998 года - участник городских, областных, республиканских выставок. В 2000 году - участник Международного фестиваля творческой молодежи "Шабыт" в Астане. Награжден грамотой. Работает преподавателем в Мангистауском колледже искусств.

Булат Бакибаев еще очень молодой, но, безусловно, талантливый художник, идущий своей дорогой в искусстве. Свое ощущение этой своеобразной земли он очень тонко выразил  в работе "Мелодии Мангистау".

Казахи очень музыкальный народ, поэтому неудивительно,  что в их живописи очень часто присутствуют музыкальные ассоциации и сюжеты. Работа "Коркыт" рассказывает о создателе кобыза. Булата Бакибаева, как художника и человека, глубоко волнуют и вопросы философско- нравственного порядка. В картине "Поединок" перед нами не только состязание двух жеребцов - в ней есть более глубинный смысл. раскрывающий извечный дуализм человеческого бытия: борьбу духа и тела, свободу выбора. Эта тема находит свое продолжение и развитие в работе "Падение"( "Икар").

Работы художника: "Радостная весть", 2001 г., холст,масло, 88х78

"Чудаки", 2000 г., холст,масло, 69х81

"Пробуждение", 2000 г., холст, масло, 79х70

"Аруана". 2000 г., холст,масло, 49х70

"Мелодии Мангистау". 2000 г., холст,масло, 68х82

"Падение" ("Икар"), 2000, холст,масло, 89х56

Богатов Александр Сергеевич родился в 1949 году в с. Вольное Чимкентской области. Работает в монументально-декоративном и декоративно-прикладном искусстве. Специального образования не имеет. На Мангышлаке с 1971 года. с 1998 года участник городских и областных выставок, выставок-ярмарок. А.С. Богатов работает в технике резьбы по дереву. У него сложились свои приемы декоративной стилизации, свой характер линейного ритма, орнаментальной формы. В его работах удачно сочетаются образная конкретность и символика. В создаваемые образы Богатов привносит и некоторый оттенок юмора, что, при всей условности изображения, делает их жизненно-полнокровными. Все эти качества индивидуальной творческой манеры присущи работам "Старец", "Водолей". "Козерог" и др., их отличает высокое мастерство и чувство материала. Работает А.С. Богатов и в области монументального рельефа. Интересен в этом отношении оформленный им в содружестве с Левиным памятник пограничникам "Батыс" в Приморском парке.

Григорьян Владимир Георгиевич родился в 1961 году в г. Баку. Окончил художественно-графический факультет Казахского педагогического института им. Абая. Живописец, график. работает также в декоративно-прикладном искусстве. На Мангышлаке с 1989 г. Преподает в Мангистауском колледже искусств.  С 1990 г. - участник городских, областных, республиканских, международных выставок. В 1996 - 1999 гг. персональные выставки в галерее "Тенгри-Умай" в Алматы; в 2000 г. - персональная выставка "Свет миру" в США; в 2000г. - участие в выставке "От Алатау до Арарата" в Музее искусств им. Кастеева и Международном фестивале "Мастер-класс" в Алматы.   Работы находятся в Керченской  картинной галерее и частных коллекциях Израиля, Индонезии, Венгрии, США, Австралии, России, Казахстана. Елена и Владимир Григорьян - семейный союз двух талантливых художников, каждый со своим авторским кредо,  счастливо сочетают один в другом единство мироотношения, рожденное Верой в Высшее начало Жизни...  Духовное возрождение художников обозначилось в сотворчестве Владимира и Елены над большой темой, посвященной Божественной сути Всепрощения и Любви.

Работы художника:

"Царь Саул", 2000г., холст, масло, 64х59

"Встреча", 2001г., холст, масло, 62х62

"Бегство в Египет", 1997г., холст,масло, 60х78

"Осенняя пастораль" 1998г., холст,масло, 58х75

"Новый день", 1997г., холст,масло, 57х70

Григорьян Елена Суреновна родилась в 1961 году в г. Баку. Окончила художественно- графический факультет  Азербайджанского педагогического института. Живописец, график, работает также в декоративно-прикладном искусстве. На Мангышлаке с 1989 г. Преподает в Мангистауском колледже искусств и детской школе искусств. С 1987 г. участник республиканских выставок в Баку, с 1990г. - городских, областных в г. Актау. В 1992 - 1999 гг. состоялись персональные выставки в г.Актау, в 1996. 1999 гг. - в галерее "Тенгри-Умай" в Алматы. В 2000 г. - выставки "Свет миру" в США и "От Алатау до Арарата" в Музее искусств им. Кастеева, участие в Международном фестивале "Мастер-класс" в Алматы. В 2001 г. - выставка в Австрии. Работы находятся в Керченской картинной галерее и в частных коллекциях США, Англии, Австралии, Австрии, Венгрии, Израиля, Индонезии, России, Казахстана. Теоретически Елена и Владимир - единое целое, в смысле философии творчества, но в художественной практике это очень разные художники со своими собственными художественными приемами, профессиональными достоинствами. У Елены выделяются, прежде всего, колористические поиски, связанные с цветовым восприятием мира. Иногда живописная манера её жесткая, полная экспрессии, но порой - словно обласканная кистью поверхность холста. Сюжет, как правило, не играет решающей роли в полотнах художницы. Духовная насыщенность - главная интонация картин Елены.

Работы художника:

"Скорбящая рыба I", 1998 г., холст,масло, 57х70

"Старец Симеон", 2001г., холст,масло, 60х63

"Апостол", 2000г.,холст,масло, 50х59

"Сон Иакова", 1994г., холст,масло, 62х78

"Сквозь века" , 2000г., бумага, смешанная техника, 13х23

"Ожидание" из серии "Жизнь Марии", 2001г., бумага, смешенная техника, 10х11

" Введение во храм", 2001 г., бумага, смешанная техника, 10х11 и др.

Жумагалиев Мереке родился в 1970 году в г.Атырау. Живописец, график. В 1992 году окончил художественно-графический факультет Уральского педагогического института им. А.С. Пушкина. На Мангышлаке  с 1994 года. Работает преподавателем в Мангистауском колледже искусств. С 1995 года - участник городских, областных и республиканских выставок.  В 2000г.  принимал участие в Международном фестивале творческой молодежи "Шабыт" в Астане. Дипломант.   Интересы молодого художника сосредоточены на сюжетной картине. В его работах нет развернутого повествования, активного действия. Основной акцент он делает на психологическом состоянии героев. Отсюда особый интерес художника к пластике формы, к тщательной тональной разработке колорита. Мереке активно и плодотворно работает в графике. Особенно удачны его рисунки тушью. Листы художника, как правило, декоративны. Композиция их, с ритмическим чередованием черных и белых пятен, повторов движений и абрисов фигур, гибкостью орнаментальных линий, подчеркивает графическую плоскость и придает изображению большую выразительность и эмоциональность.

Работы художника: "Хвастун", 2001г., хост, масло, 60х80

"Диалог времени", 2000г., бумага, смешанная техника, 28х40

"На стыке веков", 2001г., бумага, смешанная техника, 32х40 "Борьба", 2001г., бумага, смешенная техника, 30х 46

Козубенко Вячеслав Викторович родился в 1956 году  в г. Поти (Грузия). Живописец. В 1975 году  окончил Дагестанское художественное училище им. Джемала. На Мангышлаке с 1976 года.  С 1977 года участник городских, областных выставок. В 1985 году участник всесоюзной выставки в Москве. Работал в Бухарских мастерских, в Художественном  фонде Узбекской ССР. В 1986, 1991 гг. состоялись персональные выставки в г. Актау.   Вячеслав Козубенко создал свои лучшие произведения в области жанровой картины. Но он интересен и как мастер портрета и натюрморта. Для творчества Козубенко характерно обращение к классическим образцам живописи. Он любит "сделанность" деталей, вещественность формы, часто прибегая к специфическим приемам. К классической тенденции восходят также сюжетная повествовательность его композиций, любовь к подробному рассказу, тщательной обрисовке места действия. Это, однако, не заслоняет главного героя картин - Человека, бросающего вызов, борца, Дон-Кихота. Его "Крысолов" - трагический символ нынешней демократии.                                                                                                                  Работы художника: "Крысолов", холст,масло, 75х59

"Автопортрет", холст,масло,85х60 

"Натюрморт со скрипкой", холст,масло, 59х49

"Портрет сына", холст,масло, 45х50

"Натюрморт с рыбой", холст,масло, 30х50 

Коршун Владимир Петрович родился в 1961 году в п. Кареличи Гродненской области в Белоруссии. Живописец, резчик по дереву. В 1985 году окончил художественно-графический факультет Витебского пединститута. На Мангышлаке с 1987 года. Преподает в Мангистауском колледже искусств и детской школе искусств. С 1988 года учавствует в городских и областных выставках. В 1997 году состоялась персональная выставка "Оберег. Птица Счастья" Работы находятся в частных коллекциях США, Германии, Австралии,Белоруссии, Казахстана, России.                                             

          (Источник: "Художники Мангистау" Алматы,2001г. )                                                                                     


(Из книги "Мың бояулы Маңғыстау-Художники Мангистау". Алматы,2001)



Все более заметным явлением нашего общества становится возрождение духовных ценностей, почти забытых религиозных традиций, внимани

Перейти к новости  

Ювелирное искусство, берущее свои корни из глубины веков, одна из ярких и  изящных  видов прикладного иск

Перейти к новости  

С давних времен население Мангистау в своей повседневной жизни широко использовало продукцию скотоводства и развивало в своей среде

Перейти к новости  

«На мертвой мангышлакский земле, где могут жить одни лишь камни, сохранились следы высокой культуры. Остатки цветущей эпохи Мангышлак

Перейти к новости  

В Мангистауской области находятся уникальные археологические и исторические памятники, сохранившиеся со времени процветания этой ст

Перейти к новости  

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 30 31 13

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:30
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30

Понедельник - выходной

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть