• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/1
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:30
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30
    Понедельник - выходной

Легенды Мангистау

Святой Султан-эпе - покровитель мореплавателей

В преданиях мангистауской земли сохранилось упоминание, что здесь жили, проповедовали и были похоронены 360 суфиев, причисленных местным населением клику святых. Имена некоторых из них были подзабыты, а могилы затерялись на пустынных и безбрежных просторах Мангистау, но большую часть этих имен народная память сохранила и донесла до наших дней: Шопан-ата, Масат-ата, Султан-эпе, Караман-ата, Шакпак-ата, Кошкар-ата, Бекет-ата, Темир-баба... Местные жители и их потомки и сегодня свято чтят эти имена, а могилы суфиев являются святынями, куда на поклон приходят многочисленные паломники.

С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ учеников особо почитаемого в народе Ходжи Ахмеда Яссауи связано много исторических мест. Среди них весьма оригинальным памятником является комплекс Султан-эпе, который расположен в 30 километрах северо-западнее села Таушык. Комплекс расположен у каньона, выходящего в Мангышлакский залив. Многокамерная подземная мечеть, вырубленная в скале,находится на борту каньона и связана с именем святого Султан-эпе. Со стороны террасы каньона к ней устроены многочисленные ступенчатые подходы. Для укрепления перекрытия установлены каменные колонны. Характер духовно-культовой направленности памятника позволяет на уровне рабочей версии рассматривать подземную мечеть Султан-эпе как ханаку-обитель (монастырь) некой суфийской общины, построившей ее в период ХШ-ХУ веков. Эта гипотеза носит характер предва-рительного заключения.

Находящийся рядом небольшой некрополь представлен различными типами надмогильных сооружений: сагана-тамами, ящиками-саркофагами, кулпытасами с койтасами, оградами, вы-полненными в технике горизонтальной кладки и из вертикально врытых в землю каменных плит. На территории некрополя имеются многочисленные осколки кремниевой индустрии эпохи неолита.

Согласно книге «Сборниксведений о кавказских горцах, предания адаевцев о святых секты ханафие, живших и умерших на Мангышлаке» (Вып. 7. Тифлис, 1873 г.), Султан-эпе является сыном небезызвестного среднеазиатского поэта-мистика Хаким-ата (Сулеймана Бакыргани) - ученика Ахмеда Яссауи и Амбар-ана. По легенде, Султан-эпе является покровителем тонущих в море людей. На его счету много подвигов. Например, святой переносит для отца Каабу в Бакырган (Хорезм), чудесным образом оживляет заколотых быков и др. Однако Хаким-ата с недоверием и ревностью относится к деяниям своего сына. В ответ на это Султан-эпе, простившись с отцом и матерью, становится невидимым. Узнав об этом, Ходжа Ахмед Яссауи наказывает Хаким-ата. Легенды рассказывают, что по его повелению над могилой последнего сорок лет текли воды Амударьи, а город Бакырган был разрушен.

Примерно через сто лет после исчезновения Султан-эпе на Мангистау поселились ногаи. Легенды повествуют, что среди кочующих ногаев был один мулла, обучавший детей грамоте. Среди его учеников был слабый и хромой мальчик по имени Хейрулла. Над ним издевался кто как мог: каждый день он получал в школе побои, его бил и гулла, а дома- родители. Сверстники также издевались над ним и постоянно обижали его. Однажды Хейрулла ушел далеко в степь, где решил свести счеты с жизнью и не сносить от всех унижения и издевательства. Но Султан-эпе сохранил ему жизнь. Когда мальчик, обессилив от слез и душевных страданий, уснул, святой старец вдохнул в него знания и мудрость. Он повелел Хейрулле построить мечеть в том самом месте, где увидит орла, сидящего на земле.

Когда мальчик вернулся в аул, он отвечал на вопросы муллы, взрослых как умудренный жизнью человек, познавший суть истины, - грамотно, мудро, взвешенно. Мудрости мальчика дивился весь народ. Хейрулла же после этого ушел в степь и вернулся к отмеченному месту. Каждый раз, при-касаясь руками к большим камням, он произносил имя святого: «О, Султан-эпе!». Камни, к которым прикасались руки мальчика, легко поднимались и укладывались туда, куда нужно было. Так Хейрулла быстро построил мечеть. После этого чуда мальчика стали называть почтительно суфием.

Имеется дополнительная информация о туркестанском ученом и философе Ходже Ахмеде Яссауи, - талантливейшем ученике Арыстан бабы. Заметное влияние в распространении ислама в Центральной Азии оказал святой Карабура хан, у которого были сын Козы Тегин и две дочери - Ам-бар-биби и Бегим-сулу. К сожалению, о Козы Тегине точных сведений не осталось. Дочь же старца, Амбар биби, вышла замуж за ученика Ходжи Ахмеда Яссауи Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата).

Сулейман Бакыргани - один из основоположников суфийской литературы идидактики, философ, ученый и поэт, один из четырех известных последователей и учеников Ходжи Ахмеда Яссауи, в народе прозванный туркестанским пиром. Родился в начале XII века (1186 год) в городе Туркестан. Обучался грамоте в Самарканде, Бухаре, Хорезме, Шаме. Согласно исследованиям известного тюрколога А. Борова, поэмы Сулеймана Бакыргани написаны на понятном всему тюркскому миру огузо-кипчакском языке. Он продолжил тенденцию суфийской поэзии, писал религиозные хикметы, еще при жизни стал святым. Учил народ гуманности, высокой нравственности. Оригиналы его произведений, к сожалению, не сохранились, копии датируются XV веком. Одна из его рукописей, написанная в XVII веке, хранится в архиве Национальной библиотеки РК. В1848 году, а затем и в 1898 году в Казани были опубликованы две книги ученого - «Акырзаман» и «Биби Марьям», повествующие о матери пророка Исы.Эти книги использовались в качестве учебных пособий во многих религиозных школах.

Известный казахский ученый, ориенталист, историк, этнограф, географ, просветитель XIX века Чокан Валиханов в своем дневнике, куда он заносил записи о путешествии в Кашгарию в 1858-1859 годах, писал: «От Сулеймана Бакыргани остались Айша-биби и ее брат Ерхубби. А у Амбар-ана после того, как она вышла замуж за Зенги-баба, родился еще один сын, Алиаскар».

Этнограф Г.П. Снесарев заметил, что «в основе имени Султан Хубби (Султан-эпе) лежит иранское слово «об», что в переводе означает «вода». Предшественником его, например, считается ан-тропоморфный водяной дух Убю, представления о котором были распространены у населения Южного Казахстана». С другой стороны, туркмены Ташаузской области Туркменистана характеризуют его как исчезающего святого: «Сын святого Хаким-ата Султан-эпе неизвестно куда ушел, исчез, когда был живой. Но он помогает, если попросить у него помощи». Однако, как известно, аулие Султан-эпе появляется на Мангышлаке, недалеко от моря. У казахов считается, если тонущие на воде обратятся с молитвой к Султан-эпе, то непременно будут спасены».

Особого внимания заслуживают каньон и колодец Султан-эпе. Колодец с питьевой водой превосходного качества и, как утверждают местные жители, обладающий целебными свойствами, расположен в 6 метрах от обрыва. Родник Султан-эпе упоминается в записях П. Ломакина 1870 года, но в них нет сообщения о колодце. Из этого можно предположить, что колодец был сооружен позднее - в конце XIX века. Выдержан он в мангистауском архитекторном стиле и также датируется последней четвертью XIX века. Характерная черта стиля - филигранное прилаживание (айкель) об-садных камней друг к другу, сужение внутреннего диаметра колодца к устью по правильной геометри-ческой кривой, придание ему внешнего эстетичного вида, шлифование. Живописный каньон Султан-эпе очень глубок. По его дну протекает ручей. Склоны и дно ущелья покрыты густыми зарослями ежевики, жостера, катрана, шелковицы, тёрна и буйным разнотравьем. В сочетании с обрывистыми скалами, обрамляющими ущелье, они создают неповторимый пейзаж. Являясь своеобразным оазисом, урочище привлекает множество разных животных и птиц. Каньон облюбовали и лисица-корсак, длинноиглый ёж. Из птиц здесь гнездятся розовые скворцы, щурка зелёная и золотистая, орлан и другие. В трех кило-метрах от него открывается прекрасная панорама морского побережья.

Комплекс Султан-эпе принят на государственный учет и находится под охраной.                                  Огни Мангистау 07.02.2012 



Великое множество легенд и поэм сложено об этом удивительном человеке. Богатырь, защитник своей земли и своего народа, мудрец, наделенный даром ...

Перейти к новости  

Беке́т Мырзагу́л-улы́ (каз. Бекет Мырзағұлұлы), более известный как Бекет-ата́ и Пир Бекет (каз. Пір Бекет, 1750—1813) — ...

Перейти к новости  

По автотрассе, ведущей из Актау в Тупкараганский район, высится столб с надписью «Саура», а дальше, как в сказке, три дороги: налево, направо и ...

Перейти к новости  

Долгая, почти трехчасовая дорога в Шакпак-Ата позволяет внимательно созерцать пустыню. На многие километры распростерлась она, перерезанная следами ...

Перейти к новости  

В далеком туркменском селении жила прекрасная Кыз. Трава выравнивалась, чтобы взглянуть на нее, когда она проходила мимо. Вода в реке замирала, чтобы ...

Перейти к новости  

В преданиях мангистауской земли сохранилось упоминание, что здесь жили, проповедовали и были похоронены 360 суфиев, причисленных местным населением ...

Перейти к новости  

Украл однажды туркмен у казаха лошадь. Зная, что творит неверное, решил туркмен замолить свой грех и отправился к Бекет-ата. Казах, лишившись ...

Перейти к новости  

Караман-ата (Кахарман-ата) был одним из трехсот миссионеров, приехавших на Мангышлак распространять суфизм. Легенды разных народов несут и разную ...

Перейти к новости  

Когда иссякла река, невозможно посчитать волны на ее просторах. Как невозможно по прошествии времени отличить некоторые исторические события от ...

Перейти к новости  

На святых местах и горы преклоняются. Казахская пословица Много историй и легенд о Ширкале известно местным жителям. Сказанное далее имеет ...

Перейти к новости  

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 30 31 13

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:30
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30

Понедельник - выходной

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть