• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/1
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:30
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30
    Понедельник - выходной

Культура и искусство

Наскальная живопись Мангистау

 Стены мангистауских мечетей, Шопан Ата, Шакпак Ата испещрены разновременными надписями, контурными изображениями лошадей, всадников, быков, растительных узоров. Необычны наскальные изображения ладоней. Ислам традиционно запрещал изображать людей или части их тела. История изображения же ладони уходит в глубину веков, к эпохе номадов, когда царствовало тенгрианство.

У входа в музей-комплекс г. Форт-Шевечнко стоит исторический камень, танбалы тас, на котом запечатлены в вечности танба (тамга), родовые знаки, наскальные символы племен и народов, когда-то проживавших на Мангышлаке. Этот камень был привезен в 1980-е годы их ущелья  Карлыбас для сохранения и демонстрации уникального объекта. Известно, что каждый род имеет свою родословную  (шежире) и графический знак (танба-тамга), клеймо, печать. Танбами отмечали почти весь спектр материальной культуры кочевника, от домашних животных до предметов домашнего обихода и оружия.

Танба служил родовым символом на могилах. Это знак имеет свое значение и богатую историю, которая может рассказать больше, чем родословные и письменные источники. Танба (тамга) как печати времени, поставленные на тысячелетия вперед, сопровождали тюркские народы на протяжении все его истории. Танба – это носители народной памяти степных народов, являются сокровищницей истории.

Вено заметил в своей книге Имангали Тасмагабетов: «Некрополи, бесспорно, – явление уникальное, отражающее генезис развития архитектурных традиций и декоративно-прикладного искусства полуострова. Сегодня никто не ставит под сомнение историко-культурное значение памятников полуострова Мангышлак. В этом загадочном и неповторимом крае наши предки строили целые «города» каменных надгробий, которые посвящались аруахам. На протяжении веков эти общинно-родовые некрополи выполняли важную роль в жизни степных номадов. Тут совершались главные культовые действия, и вместе с тем они служили символами родового единства и связи бесконечной череды поколений, знаками собственности на землю и ориентирами для тех, кто в пути».  

Глава из книги «Два народа – одна судьба», автор Наталья Задерецкая

В информации использованы материалы В. Голованова, Лики Черной горы. Журнал "Вокруг света", №2 (2761), февраль 2004 г. 



Все более заметным явлением нашего общества становится возрождение духовных ценностей, почти забытых религиозных традиций, внимани

Перейти к новости  

Ювелирное искусство, берущее свои корни из глубины веков, одна из ярких и  изящных  видов прикладного иск

Перейти к новости  

С давних времен население Мангистау в своей повседневной жизни широко использовало продукцию скотоводства и развивало в своей среде

Перейти к новости  

«На мертвой мангышлакский земле, где могут жить одни лишь камни, сохранились следы высокой культуры. Остатки цветущей эпохи Мангышлак

Перейти к новости  

В Мангистауской области находятся уникальные археологические и исторические памятники, сохранившиеся со времени процветания этой ст

Перейти к новости  

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 30 31 13

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:30
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30

Понедельник - выходной

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть