• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/1
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:30
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30
    Понедельник - выходной

Художники Мангистау

Айтбай Конысбайулы

Айтбай Конысбайулы

Родился Айтбай  Конысбайулы Кулбай 24 апреля 1958 году в Туркменистане, на станции Лабак (эта станция названа в честь легендарного казахского батыра Лабака, защищавшего эту землю) Калининского района Ташауызской области. Закончил десять классов в туркменской школе. В 1976 году поступил в Ашхабадское художественное училище имени Шота Руставели, на отделение живописи. Однако сразу поступить не смог, и год проработал слесарем. Эта деятельность дала ему опыт работы с металлом. Но чувство увлеченности искусством ни на миг не угасало в юноше, более того, оно становилось сильнее. Возможно, природный дар был передан ему по наследству: его дед Кулбай, знаменитый борец и гордость рода адай, был известным кузнецом, мастером на все руки, искусно обрабатывал кожаные изделия и был настоящим мастером по сооружению колодцев. А его отцу Конысбаю вместе с мастерством деда был передан дар предвидения. Сбывались все предсказания. Ровесники Айтбая, видевшие его отца, называли его «Сыном великана».

Родственники по линии матери тоже были не робкого десятка. Младший брат матери из рода кожа, Сабыр Кабиев, был искусным мастером резьбы по дереву. Он изготавливал двери, украшенные узорами и орнаментом, вытачивал кольца, серьги, браслеты; мастерски инкрустировал холодное оружие: ружья, ножи, кинжалы. Получается, что творческий дар присущ Айтбаю на генном уровне. Наряду с этим, были и педагоги, оказавшие влияние на формирование жизненных взглядов Айтбая с молодых лет. Их было мало, но какие! На первом курсе педагог Гуля Миляева, туркменка по национальности, научила его чувствовать всем сердцем национальную самобытность культуры, искусства, показывая ему тонкости народных традиций.

К примеру, она рассказывала студентам, что такое национальный ритм, гармонично сочетающий национальный колорит и цвета, соответствующие их творческому воображению.

Творческие раздумья привели Айтбая не только к изучению изобразительного искусства казахского народа, но и познанию мастерства рукоделия туркменского народа. Поиски дали положительный результат. Молодой художник узнал, что наряду со сходством обычаев и традиций, в видах традиционных ремесел казахов и туркменов, в узорах и орнаментах были и свои различия, раскрывающие чаяния и сокровенные мысли людей.

Когда Айтбай учился на втором курсе, на него оказала большое влияние опытный преподаватель Ирина Георгиевна Пирадова, внучка ссыльного ученого. Ирина Георгиевна оценила этюды Айтбая, где были изображены Ашхабадские горы. Ее похвала до сих пор искоркой горит в его душе как одна из самых первых и приятных, воодушевивших к дальнейшим занятиям искусством.

«Раньше не то, что цветные карандаши, даже простой карандаш был редкостью. Делали наброски химическим карандашом», - вспоминает Айтбай те времена. – У меня была привычка – посещать все музеи, которые были в Ашхабаде. А когда присылали деньги из аула, в первую очередь покупал хорошие книги. Прочитав от корки до корки, анализировал».

Интересная история случилась, когда он выступил против уже давно сформировавшихся композиционных канонов изобразительного искусства. Однажды на занятии по композиции зашел разговор о треугольнике. Айтбай сделал классические рисунки, посмотрел на них и подумал: почему треугольник должен оставаться неизменным? «Надо изменить», - решил он, и на свет появились его другие, уже видоизмененные треугольники. Таким образом, он наравне с классическими, академическими основами изобразительного искусства в своем творчестве искусно использовал и элементы абстракционизма.

После окончания первого курса Художественного училища Айтбай, призванный в ряды Советской Армии, был оставлен в Ашхабаде. Работал художником, рисовал портреты членов Политбюро ЦК КПСС.

Благодаря этой работе он прошел школу портретистов и закалил свое мастерство.

В один прекрасный день Айтбай приехал в родной аул, где стал учителем рисования, черчения. Его предмет стал любимым у учеников: в первую очередь они выполняли задания по рисованию и черчению. Художник до сих пор с удовольствием вспоминает этот период своей жизни.

С 1881 года Айтбай начал участвовать в художественных выставках Ашхабада. В 1985 году поступил на факультет художественной графики Казахского педагогического института имени Абая в Алматы, успешно закончил его в 1990 году. Вступил в Союз художников Казахстана, а в 1987 году его приняли в члены Союза художников СССР.

В 1986 году Айтбай переезжает на землю своих предков, в город Жанаозен Мангистауской области. Его сразу же назначают главным архитектором города. В 1992 году, после переезда в город Актау, Айтбай открыл частный художественный колледж, позже его расширил, открыв там классы домбры, пианино, прикладного искусства.

В какой-то момент художник осознал, что на рисование у него остается слишком мало времени. В душе появилось чувство настороженности. После долго раздумья он принимает решение посвятить себя полностью творчеству, передав в надежные руки хорошие проекты, инициированные им самим.

Айтбай переехал в Казахстан, когда ему было 28 лет. С тех пор много воды утекло, прошло 23 года. Сколько картин появилось на свет! Проворные руки Айтбая в мгновение ока рисуют картины. Часто он чувствует, что образы, родившиеся в его воображении, необходимо запечатлеть на холсте как можно быстрее, пока они еще свежи и ярки. Сколько картин было подарено, а сколько ушло за границу! Айтбай создал около двух тысяч работ. Такие его картины, как «Дух адая», «Захват» и многие другие, посвящены людям Мангистау и родной земле. Каждая из них – отдельное историческое событие, каждая картина требует пристального и вдумчивого взгляда.

Особенность творчества художника – его патриотизм. Все произведения Айтбая проникнуты национальным духом, идущим из самых глубин сердца. Подобно известному художнику Оралу Тансыкбаеву, жившему в чужой земле, Айтбай смог подняться до уровня превосходного мастера, который тоску по родному народу брал в качестве сюжетов к своим произведениям, и те чувства, которые нельзя передать словами, неиссякаемой творческой мощью. Его картины «Тоска по отцовской земле», «Мираж», «Певец степи», «Достоинство батыра», «Детство» дополняют друг друга идейным весом, превосходят другие описанием жизненных ситуаций.

Степенью изображения любви к Родине, тоски по родной земле Айтбай Конысбайулы близок Абишу Кекильбаеву. Как будто священная Мангистауская земля дает силу обоим художникам. Тому свидетельствуют картины Айтбая, написанные на основе произведений Абиша Кекильбаева. История, дух мангистауского народа и рода адай, как извечная тема, были основой многих его произведений. Такие картины как «Шанырак», «Юрта молодых», «Беккет ата», «Пирамида Мангистау», «Разговор с эпохой», «На скачках», «Байга», «Раскопки», «Мангистауские тамги», «Камни Мангистау», «Воин Адай», - произведения, подтверждающие времен связующую нить: связь современной жизни с историей.

Айтбай Конысбайулы – новое явление современного казахского изобразительного искусства. Он художник, который считает своим жизненным кредо проповедование обычаев и традиций казахского народа, развивающих историю и культуру, поднимающих национальный дух; художник, которому фортуна будет улыбаться всегда.

                                                                Источник: (Роза Алтынбекова, кандидат филологических наук, доцент). 



Изобразительное искусство Мангистау Все более заметным явлением нашего общества становится возрождение духовных ценностей, почти забытых религиозных ...

Перейти к новости  

Родился в 1924 году в п. Иргаклы Ставропольского края. Умер в 2000 году. Живописец. Специального образования не получил. Ветеран ...

Перейти к новости  

Родился в 1953 году в Нальчике. Живописец, график, дизайнер. В 1978 году окончил Всесоюзный заочный народный университет искусств им. Крупской. На ...

Перейти к новости  

Родился в 1951 году в г.Днепродзержинске. Живописец. Специального образования не имеет. На Мангышлаке с 1974 года. С 1987 года — участник городских, ...

Перейти к новости  

Родился в 1943 году в г.Свердловске. Умер в 2001 году. Резчик по дереву. Специального образования не имеет. На Мангышлаке с 1961 года. С 1998 года ...

Перейти к новости  

Родился в 1937 году в г.Таганрог Ростовской области. Живописец. Специального образования не имеет. На Мангышлаке с 1 977 гола. С 1998 года участник ...

Перейти к новости  

Родился в 1939 году в г. Бусино Ивановской области. Флорист. Специального образования не имеет. На Мангышлаке с 1968г. В 1976-85 гг. работал мастером ...

Перейти к новости  

Родился в 1966 году в г. Ходжейли в Каракалпакии. Театральный художник. В 1985 году окончил Училище искусств в г. Нукус. В 1995г.— факультет ...

Перейти к новости  

Родился  в 1963 году в Восточно-Казахстанской области. Живописец, работает также в монументально-декоративном искусстве. В 1987 году окончил ...

Перейти к новости  

Родился в 1961 году в п. Кареличи Гродненской области в Белоруссии. Живописец, резчик по дереву. В 1985 году окончил художественно-графический ...

Перейти к новости  

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 30 31 13

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:30
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30

Понедельник - выходной

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть