• Область Мангистау, Город Актау, 19А микрорайон, здание 1/1
  • Вторник - Пятница: 09:00-18:30
    Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30
    Понедельник - выходной

Художники Мангистау

Изобразительное искусство Мангистау

Изобразительное искусство Мангистау

Все более заметным явлением нашего общества становится возрождение духовных ценностей, почти забытых религиозных традиций, внимание к культурному наследию. И в этой ситуации художники могут и должны быть созидателями и носителями духовных и нравственных ценностей, без которых предмет искусства остается просто предметной данностью.

 На смену старшему поколению художников, для которых Мангышлак стал родиной и чью летопись они писали вместе со строителями, буровиками и нефтехимиками, подрастает молодая поросль, выпестованная уже местными, профессиональными кадрами.                          В Мангистауской области с каждым годом становится все больше учебных заведений, среди которых - школы и колледжи искусств. Ими - молодыми - будет написана еще одна яркая страница истории края. (Из книги "Мың бояулы Маңғыстау-Художники Мангистау". Алматы,2001)

Мангистауская область, несмотря на ее географическую отдаленность от центра, никогда не оставалась в стороне от процессов, происходящих в художественной жизни республики. В работах мангистауских художников, как в капле воды, отразились общие, характерные для изобразительного искусства Казахстана тенденции.

Но обратимся к началу, к точке отсчета "времени созидания". Актау (тогда Шевченко), как будущий центр Мангистауской области, начал формироваться с 1963 года. В этот, богатейший по своим нефтяным запасам, край съезжались лучшие посланцы всех республик бывшего СССР. В короткий срок здесь развились нефтяная, горнодобывающая, газоперерабатывающая, химическая и другие отрасли промышленности. Уникальный атомный реактор обеспечивал этот комплекс электроэнергией и водой.

Буквально на глазах рождался город. Его строили молодые - и это был город молодых. Многие связали с ним свою судьбу. Каждый город имеет свое лицо, свой образ. Образ Актау создавала группа ленинградских архитекторов. Ими был разработан генеральный план застройки города. Издавна процесс градостроительства растягивался на века, поко- ления сменяли поколения, города росли, складываясь постепенно и, также постепенно, меняли свое лицо. Очень часто в таких городах старая архитектура соседствует с современной, деревянные домики с каменными гигантами. Всего этого Актау избежал, его образ получился очень цельным.

Часто архитектуру, подчеркивая ее духовную сущность, называют профилем эпохи, высеченным в камне; зеркалом, в котором отразились идеалы и эстетика своего времени. В этом плане в архитектуре Актау действительно нашла преломление эстетика совре- менности. В 1978 году Международным союзом архитекторов авторскому коллективу проек- тировщиков Актау была присуждена премия им.Патрика Аберкромби — выдающегося градостроителя, много сделавшего для теории и практики современной архитектуры.

В период активного жилого и промышленного строительства в городе остро ощутилась потребность в произведениях  современного художественного оформления общественных зданий, микрорайонов, площадей. Появились тематические и декоративные мозаики, панно на торцах зданий, росписи, монументальная скульптура. Наиболее удачные из комплексно оформленных объектов - "розовый дворик» ДК им. Абая с фонтаном «Утро», гостиничный комплекс Актау с бассейном и фонтаном, скульптурой "Девушка с джейраном», памятник Т.Г. Шевченко на Набережной.

Художники создают вместе с архитекторами органичные ансамбли, ту эстетически организо- ванную среду, где изобразительное искусство становится неотьемлемым компонентом архитектурного пространства. Часто в монументальной скульптуре художники стремятся к пластически убедительному воплощению больших гражданских идей. Это стремление проявилось в памятниках, которые стали смысловым и  художественным центром площадей города, завершением ансамблевых композиций. Среди них: памятник Тобаниязу на площади Ынтымак, памятник народному акыну Кашагану, памятник пограничникам «Батыс» в Приморском парке, бюст одному из основателей города Р.А. Григоряну.

Важным событием для художественной жизни города стало открытие  в 1975 году выставочного зала, который взял на себя задачу по пропаганде изобразительного искусства и являлся филиалом алмаатинской Дирекции передвижных художественных выставок. А поскольку в городе не было отделения Союза художников и мастерских Художественного фонда, выставочный зал стал и местом объединения мангистауских художников. В 1976 году а его стенах состоялась первая выставка местных художников. Многие из тех, кто стоял тогда у истоков объединения, уехали. Среди них художники Сергей Титов, Сергей Завьялов, Ильгиз Юнусов. Это было бурное, интересное время. Художественная жизнь заметно оживилась, На Мангышлак приезжали творческие группы худож- ников из Москвы, Алма-Аты и т.д. Здесь - на стройках, объектах всесоюзного значения - делались зарисовки, наброски, которые потом стали материалом для произведений о людях Мангышлака, о их героическом труде. Так писалась художественная летопись промышленного освоения недр полуострова. Из этих произведений, впоследствии, была составлена картинная галерея ПО «Каскор».

Но не только объекты индустрии находились в центре внимания местных и приезжих художников. Мангышлак, расположенный на западе Казахстана, на берегу Каспия, в зоне полупустынь поражает своеобразием природной красоты. Она не броская, на первый взгляд даже суровая, но исполненная тончайших оттенков и цветовых градаций, что для живописца и колориста всегда счастливая находка. Как тут не вспомнить слова великого Саади: «Все  земли убоги пред тобой, о, пустыня !»

К жанру пейзажа обращаются почти все мангистауские художники . Не только пески, но и причудливые скалы, горные каньоны, шарообразные конкреции - все это дает неисчерпаемый мате- риал. Цветовые контрасты, ритмы очертаний, безмолвие космоса звучат в пейзажах А.Аносова («Каратау», «Карагие», «Шеркала») и А.Беккера («Жара», «Мираж»), придавая им символическое звучание.

После тишины пустыни, которая кажется застывшим временем, море притягивает к себе вечным движением. Это еще один неисчерпаемый источник вдохновения мангистауских художников. Жанру «марины» отдают свое предпочтение художники С. Аксенов, П.Адатырев, В.Шевдяков, в пейзажах которых буйство морской и небесной стихий завораживает многообразием красок. В лирическом пейзаже, где успешно выступают такие живописцы, как В. Коршун, молодые Ермакова И., Кухтин П., Менченко Ю., преобладают камерность, тонкая нюансировка чувств и состояния природы.

Современное искусство, избавившись от партийной идеологизации, впитало сегодня самые разнообразные направления и стили. Его главная идея - отсутствие запретов, возможность полного творческого самовыражения, поиск новых форм и категорий познания. Символизм, метафо- ричность, иносказание, философское размышление - эти качества во многом являются общими характерными признаками сегодняшней художественной реальности.

Не обошли они стороной и творчество мангистауских художников. Чертами «мифологизирующего» направления, основой которого является опора на миф, на архетипность образов, которые восходят к универсально-константным началам человеческой природы, отмечено творчество художников А.Кулбая и Б.Бакибаева. В центре их внимания культура кочевников, история казахского народа, с которым они связаны корнями. В своих работах они раскрывают очищенную веками народную мудрость и простоту, за которыми скрываются многоуровневые аспекты человеческого бытия. В работах А.Кулбая («Дух адая», «Земля предков») используются древние казахские родовые знаки — танба, могилы предков, отмеченные силуэтами древних некрополей. 

Древняя земля Мангистау богата святыми местами, среди которых известна подземная мечеть святого Бекет-Ата в местечке Огланды. В 2000 году в Мангистауской области широко отмечалось 250-летие этого мудреца-просветителя, суфия, которым собственноручно было вырублено 4 скальных мечети для служения и просвещения. Эта тема нашла свое отражение в творчестве К.Курбаниязова, А.Кулбая, М.Жумагалиева и др.

Человеческая цивилизация, несмотря на бурный технический прогресс, сейчас очень уязвима, больна, отягощена грузом духовных проблем. Поиски нравственных критериев - едва ли не ключе- вая идея всего современного искусства. В творчестве Елены и Владимира Григорьян эти поиски свя- заны с Божественным Откровением библейского Слова. Евангельские сюжеты раскрываются в их полотнах простыми и древними аксиомами. Зачем искать, если мудрые божественные заповеди: не убий, не укради, не предюбодействуй...- уже существуют две тысячи лет, их нужно только принять.

В творчестве мангистауских художников можно отметить не только разнообразие тем, но и многообразие форм творчества: живопись, графика (линогравюра, рисунок тушью), декоративно-прикладное искусство (керамика, батик, резьба по дереву и др.). Художники активно выставляются. Многие из них являются участниками и дипломантами конкурсных республиканских выставок, Меж- дународного фестиваля творческой молодежи «Шабыт», Международного «Мастер-класса» в г.Ал- маты, зарубежных выставок. Их работы находятся во Дворце Президента Республики Казахстан в Астане, галереях и частных коллекциях Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.

Реально оценивая состояние художественной жизни Мангистау, нельзя не отметить позитивный процесс: увеличивается число профессиональных художников, подрастает талантливая молодежь, среди которой выпускники Академии искусств, художественных учебных заведений республики, Мангистауского колледжа искусств.

Время созидания продолжается...

(Из книги "Мың бояулы Маңғыстау-Художники Мангистау". Алматы,2001)



Изобразительное искусство Мангистау Все более заметным явлением нашего общества становится возрождение духовных ценностей, почти забытых религиозных ...

Перейти к новости  

Родился в 1924 году в п. Иргаклы Ставропольского края. Умер в 2000 году. Живописец. Специального образования не получил. Ветеран ...

Перейти к новости  

Родился в 1953 году в Нальчике. Живописец, график, дизайнер. В 1978 году окончил Всесоюзный заочный народный университет искусств им. Крупской. На ...

Перейти к новости  

Родился в 1951 году в г.Днепродзержинске. Живописец. Специального образования не имеет. На Мангышлаке с 1974 года. С 1987 года — участник городских, ...

Перейти к новости  

Родился в 1943 году в г.Свердловске. Умер в 2001 году. Резчик по дереву. Специального образования не имеет. На Мангышлаке с 1961 года. С 1998 года ...

Перейти к новости  

Родился в 1937 году в г.Таганрог Ростовской области. Живописец. Специального образования не имеет. На Мангышлаке с 1 977 гола. С 1998 года участник ...

Перейти к новости  

Родился в 1939 году в г. Бусино Ивановской области. Флорист. Специального образования не имеет. На Мангышлаке с 1968г. В 1976-85 гг. работал мастером ...

Перейти к новости  

Родился в 1966 году в г. Ходжейли в Каракалпакии. Театральный художник. В 1985 году окончил Училище искусств в г. Нукус. В 1995г.— факультет ...

Перейти к новости  

Родился  в 1963 году в Восточно-Казахстанской области. Живописец, работает также в монументально-декоративном искусстве. В 1987 году окончил ...

Перейти к новости  

Родился в 1961 году в п. Кареличи Гродненской области в Белоруссии. Живописец, резчик по дереву. В 1985 году окончил художественно-графический ...

Перейти к новости  

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН

+7 (7292) 30 31 13

РАБОЧИЙ ГРАФИК

Вторник - Пятница: 09:00-18:30
Суббота - Воскресенье: 10:00-18:30

Понедельник - выходной

Правила пользования услугами универсальной библиотеки

Прочесть