Ювелирное искусство Мангистау.
Традиционное прикладное искусство нашей национальной культуры развивается вместе с историей и национальным самосознанием народа.
Ювелирное искусство, берущее свои корни из глубины веков, одна из ярких и изящных видов прикладного искусства. Она является и передающимся из поколение в поколение, от наставника к ученику имеющим свои сокровенные тайны священным и почитаемым искусством и уважаемой профессией. Собранная в фондах Мангистауского областного историко-краеведческого музея коллекция национальных ювелирных изделий является показателем высокого уровня развития ювелирной школы этого края. Этому есть и свои причины: если даже на брать во внимание все остальное: и ученые, и реставраторы исследовавшие орнаменты на одежде сакского воина жившего вҮвеке до нашей эры пришли к выводу, что они схожи со знаками на петроглифах Мангистау. Во время археологических раскопок на территории таких исторических памятников Мангистау как Тюбеджик, Коскудук, Кызылкала археологии обнаружили украшения относящиеся к очень раннему периоду, что еще раз доказывает о развитии ювелирного искусство в Мангистау еще в те далекие времен. Зергеры на высоком уровне освоившие методы штамповки, гравировки, чеканки, литья, насечки, филиграни, чернения, зернения, скани по золоту, серебру и бронзе достигли мастерства до такой степени, что браслеты, нагрудные украшения, ожерелья, застежки, пояса адайского образца, являются уникальным наследием концаХҮІІІ и начала ХІХвеков в Санкт-Петербургском этнографическом музее народов Востока. Некоторое из них были оставлены в свое время в городе Оренбург. Часть из них – образцы национальной одежды и ювелирных изделий Мангистау были переданы в Центральный Государственный музей РК и музей искусств А. Кастеева. Искусствоведы А.Л. Мелков и А.Н. Четыркина, удивленные уникальным богатством, признавали: «Серебряные ониржиеки (нагрудные украшения), алка (Ожерелья), шашбау (накосники) адайских женщин являются чудесным произведением прикладного искусство». В этих уникальных произведениях ювелирного искусства сохранилось мастерство и свой неповторимый почерк знаменитых мангистауских зергеров: Сартая, Сегизбека, Изкары, Есета, Кобея, Сенгирбека Мурына, Закира Надирбека, Марта Назарова, Беккожы Коштаева, Кумбетбая, Атаншы, Кадырбая, Конарбая.
Среди мангистауцев сохранились предания о знаменитом мастере Мурыне Сенгирбаеве (1859-1954г.г.) - резчике, ювелире, архитекторе, сказителе, со слов которого записан героический эпос "Сорок батыров Крыма". Мурын в молодости изготавливал длинные ружья, сабли, массивные браслеты и перстни в полихромном стиле. Черты этого стиля сохранились, к примеру, в изделиях потомков мантистауского мастера Кулмурзы Отегенова (род. в 1895 г.)
Выдающийся мастер Мангистау - резчик, ювелир, архитектор и строитель мавзолеев Бекпенбет. Его ювелирные работы из серебра и золота можно увидеть и в Атырауском областном историко-краеведческом музее. В сохранении традиции полихромного стиля и развитии ювелирного искусства велика роль самого Бекпенбета, его сына Назархана и родственников Борана, Шаншара и Тауасара.
Ювелир Журасов Жубаназар (1912-1986 г.г.) родился в поселке Курык Мангистауской области, был одним из известных зергеров, наряду с тем к нему за плмлщью обращались душевнобольные люди.
Мәденов Мырзабай
Родился в 1955 году в п. Баюле Хобдинского района Актюбинской области. Художник-оформитель , график, ювелир. В 1980 г. году окончил художественно-графический факультет педагогического института им. Абая в г. Алма-Ате, преподавал, а затем заведовал художественным отделом Актюбинского культпросвет училища. В 1982 г. переехал в Мангистау, где работал главным художником городского отдела культуры, а затем КДК им. Абая. Учавствовал в городских выставках живописи и графики. Активная творческая работа, в особенности с металлом, ощущение разнообразности форм и методов привели к созданию необычных, оригинальных произведений. Основной обьект художественных искуний М. Маденова – казахское прикладное искусство. Тонкость и эстетика, красота и лаконизм его работ восхищают своим предназначением и создают условия для создания новых форм.
Оразов Сагидолла
Родился в 1974 году в п. Кызыл-Тюбе Мангистауской области. Художественное образование получил в стенах государственного педагогического университета имени Абая в Алматы, на факультете изобразительного и декоративно-прикладного искусства, который успешно закончил в 1995 году. С 1990 г. работает ювелиром в АО "Мангистаутурмыс". За эти годы С.Оразов по своим авторским проектам выпустил много амулетов и браслетов, сережек и колец, перстней и накосников, серебряных шкатулок. Ему довелось отреставрировать, а затем сделать копию мужского пояса XVIII века – кожа с набором серебряной чеканки. Удивительно красивая работа! Филигранное мастерство!
Из книги "Мангистауское традиционное прикладное искусство" , Алматы. - 2001 г.