Профессиональные конкурсы.
Следует помнить, что профессиональные конкурсы являются составной
частью учебного процесса. Конкурсом можно как открывать, так и закрывать
образовательный курс. В первом случае проверяется уровень первоначальных
знаний персонала по теме, результаты конкурса помогают составить план
учебных занятий, во втором - оценивается качество приобретенных знаний и
соответственно, эффективность обучения.
Огромное значение имеют конкурсы молодых библиотекарей по окончании
обучающего курса адаптации. Они стимулируют дальнейшее вхождение в
профессию, создают комфортные условия для мотивации персонала,
развивают корпоративную культуру.
«Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий
профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее
выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой
активности и социального взаимодействия. Игра также является методом
эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между
абстрактным характером учебного предмета и реальным характером
профессиональной деятельности.
Задачи деловых игр:
всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение;
обучить сотрудников моделировать реальные ситуации, научить действовать,
как в жизни, чтобы в реальной ситуации не растеряться, не наделать ошибок,
действовать эффективно;
оценить готовность и умение персонала решать те или иные проблемы.
Тренинг.
Тренинг ориентирован в первую очередь на получение практических
навыков, необходимых в повседневной работе, на обмен опытом между
слушателями, что позволяет получить результат, обладающий высокой
практической ценностью и экономит время и ресурсы сотрудников и
организации в целом. Несомненный плюс тренинга в том, что он повышает
мотивацию персонала. Во время тренинга происходит не только передача
знаний, что, безусловно, очень важно, но и определенная эмоциональная
зарядка людей. пробуждается потребность применить новые знания на
практике, т.е. побудительные мотивы деятельности существенно возрастают.
Обычно после хорошо проведенного тренинга 3-4 месяца сотрудники
находятся в состоянии эмоционального подъема. В связи с этим желательно
разработать тренинговую программу таким образом, чтобы в среднем
тренинг проходил примерно раз в квартал.
Мозговой штурм - метод, призванный усиливать мыслительный процесс.
Наряду с дискуссией и тренингом мозговой штурм - это еще один способ
эффективного обучения персонала в условиях интенсивного погружения,
глубокой концентрации на материале. Мозговой штурм можно проводить в
рамках изучения новой темы, по завершении цикла лекционных и
семинарских занятий. Он идеально подходит, чтобы собрать как можно
больше новых и самых разных идей. В отличие от тренинга мозговой штурм
эффективен при решении относительно простых задач «в один-два хода».
(Решение более сложной задачи данным методом возможно только при
условии очень сильного дробления по подзадачи). В библиотечной практике, отрабатывая креативные навыки персонала с
помощью мозгового штурма, можно, например, обсуждать такие вопросы:
- формулировки названий выставок, акций, мероприятий, слоганов (девизов)
рекламных кампаний и т.д.;
- выделение из числа пользователей новых читательских групп (почетные
читатели, безработные, предприниматели, молодежные неформальные
объединения; волонтерские группы и др.);
- привлекательные формы и методы работы с пользователями в рамках их
ежегодной перерегистрации (игры-лотереи «100 первых формуляров», акция
«скидок» для «первых посетителей года» и т.д.);
- положительные стимулы для борьбы с задолженностями пользователей
(поощрение, бонусы за своевременный возврат, учреждение звания
«Дисциплинированный читатель» и т.д.)
Конечно, нужно проводить семинары по актуальной тематике, конференции,
«круглые столы», тренинги, однако, как считают специалисты, в любом
случае самым эффективным методом СПК для библиотекаря является
самостоятельная работа с источниками. У библиотекаря необходимо
вырабатывать навыки анализа, критического отношения к информации,
работы с документом, перерабатывать информацию, оценивать новые
знания, делать выводы и обобщения и на основе этого генерировать свои
идеи.