Профессиональные конкурсы
Следует помнить, что профессиональные конкурсы являются составной частью учебного процесса. Конкурсом можно как открывать, так и закрывать образовательный курс. В первом случае проверяется уровень первоначальных знаний персонала по теме, результаты конкурса помогают составить план учебных занятий, во втором - оценивается качество приобретенных знаний и соответственно, эффективность обучения.
Огромное значение имеют конкурсы молодых библиотекарей по окончании обучающего курса адаптации. Они стимулируют дальнейшее вхождение в профессию, создают комфортные условия для мотивации персонала, развивают корпоративную культуру. «Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Задачи деловых игр:
- всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение;
- обучить сотрудников моделировать реальные ситуации, научить действовать,
- как в жизни, чтобы в реальной ситуации не растеряться, не наделать ошибок,
- действовать эффективно;
- оценить готовность и умение персонала решать те или иные проблемы.
Тренинг
Тренинг ориентирован в первую очередь на получение практических навыков, необходимых в повседневной работе, на обмен опытом между слушателями, что позволяет получить результат, обладающий высокой практической ценностью и экономит время и ресурсы сотрудников и организации в целом. Несомненный плюс тренинга в том, что он повышает мотивацию персонала. Во время тренинга происходит не только передача знаний, что, безусловно, очень важно, но и определенная эмоциональная зарядка людей. пробуждается потребность применить новые знания на практике, т.е. побудительные мотивы деятельности существенно возрастают. Обычно после хорошо проведенного тренинга 3-4 месяца сотрудники находятся в состоянии эмоционального подъема. В связи с этим желательно разработать тренинговую программу таким образом, чтобы в среднем тренинг проходил примерно раз в квартал.
Мозговой штурм - метод, призванный усиливать мыслительный процесс. Наряду с дискуссией и тренингом мозговой штурм - это еще один способ эффективного обучения персонала в условиях интенсивного погружения, глубокой концентрации на материале. Мозговой штурм можно проводить в рамках изучения новой темы, по завершении цикла лекционных и семинарских занятий. Он идеально подходит, чтобы собрать как можно больше новых и самых разных идей. В отличие от тренинга мозговой штурм эффективен при решении относительно простых задач «в один-два хода». (Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления по подзадачи). В библиотечной практике, отрабатывая креативные навыки персонала с помощью мозгового штурма, можно, например, обсуждать такие вопросы:
- формулировки названий выставок, акций, мероприятий, слоганов (девизов) рекламных кампаний и т.д.;
- выделение из числа пользователей новых читательских групп (почетные читатели, безработные, предприниматели, молодежные неформальные объединения; волонтерские группы и др.);
- привлекательные формы и методы работы с пользователями в рамках их ежегодной перерегистрации (игры-лотереи «100 первых формуляров», акция «скидок» для «первых посетителей года» и т.д.);
- положительные стимулы для борьбы с задолженностями пользователей (поощрение, бонусы за своевременный возврат, учреждение звания «Дисциплинированный читатель» и т.д.)
Конечно, нужно проводить семинары по актуальной тематике, конференции, «круглые столы», тренинги, однако, как считают специалисты, в любом случае самым эффективным методом СПК для библиотекаря является самостоятельная работа с источниками. У библиотекаря необходимо
вырабатывать навыки анализа, критического отношения к информации, работы с документом, перерабатывать информацию, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения и на основе этого генерировать свои идеи.